ДООП РЭР

Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие»
для учащихся 4-6 лет
срок реализации 2 ступени обучения

с. Соболево, 2022г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
школы
Протокол от 31.08.2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
врио директора МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
И.С. Крылов
31.08.2022г.

Разработчик - преподаватель хоровых и теоретических дисциплин Унтилова
Е.П.

Содержание:
1.Пояснительная записка.
2.Учебный план общеразвивающей общеобразовательной программы в
области музыкального искусства «Раннее эстетическое развитие».
3. Примерный календарный учебный график.
4.Перечень учебных предметов общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Раннее эстетическое
развитие» и аннотации к предметам.
5. Планируемые результаты освоения обучающимися общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Раннее
эстетическое развитие.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Раннее
эстетическое развитие» предваряет дальнейшее обучение детей по дополнительным
препрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального
искусства и дополнительным общеразвивающим программа в области музыкального
искусства.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и
направлена на:
- выявление одаренных детей в области искусства в раннем детском возрасте;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности в раннем детском возрасте;
- создание условий для начального музыкального образования, эстетического воспитания,
духовно-нравственного развития детей;
- формирование музыкально-эстетических навыков ребенка, элементарных музыкальнозвуковых понятий, на развитие мышления, памяти, выявление творческих способностей и
возможностей ребенка в дошкольном возрасте, обогащение его духовного мира, а также
решения задач овладения первоначальными навыками учебной деятельности;
Подготовку детей к продолжению обучения в школе по дополнительным
предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального
искусства и дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального
искусства.
Программа разработана с учетом:
- обеспечения преемственности программы «Раннее эстетическое развитие» и
предпрофессиональных образовательных программ в области музыкального искусства.
Программа ориентирована на:
- формирование у детей в раннем детском возрасте комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать предпрофессиональные образовательные
программы в области музыкального искусства;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановки доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Дополнительна общеразвивающая программа «Раннее эстетическое развитие» имеет
общекультурную направленность. Практическая деятельность в сфере искусств с раннего
возраста определяет стойкую мотивацию учащихся к обучению, успешное освоение
детьми школьных образовательных программ. Кроме того, раннее музыкальноэстетическое воспитание дает результаты в развитии способностей ребенка на много
более эффективные и устойчивые, чем обучение 7-8 лет.
Музыкально развитие ребенка является частью общего психофизического развития.
Элементарные музыкально-звуковые понятия невозможно вводить без ознакомления
детей с явлениями окружающего мира, без развития образной памяти, элементов

абстрактного мышления. Музыкальный образный мир особенно влияет на восприятие,
воображение.
Начальные коллективного музицирования способны помочь ребенку раздвинуть рамки в
постижении мира, вызвать желание делиться своими мыслями и умением слышать других,
развиваться играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут исполнительского
искусства, и вместе с тем, при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая
максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ
адаптации ребенка к школьной среде, создают доброжелательную атмосферу. Именно в
игровых ситуациях происходит непроизвольное запоминание теоретического материала,
который в процессе игры вызывает у детей интерес и активную реакцию. Такие занятия
дарят детям радость познания, творчества.
Приобщение детей к игре на музыкальных инструментах с возраста 5 – лет способствует
развитию мелкой моторики, координации, пластичности ребенка, формированию
звуковысотного слуха, благоприятно сказывается на дальнейшем развитии ребенка,
подталкивая его к осознанному выбору музыкального инструмента для дальнейшего
обучения.
И пусть ребенок не станет в будущем музыкантом, но соприкосновение с миром
прекрасного в таком раннем возрасте непременно обогатит его духовный мир, позволит
ему полнее раскрыться как личности.
Цель программы:
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие» направлена на музыкально – эстетическое воспитание
детей, выявление способностей и возможностей ребенка, обогащение его духовного мира.
Задачи программы:
1. Выявление способностей и возможностей ребенка;
2. Обогащение духовного мира;
3. Развитие слухового внимания;
4. Развитие эмоционального отношения к музыке;
5. Пробуждение и развитие фантазии в восприятии музыкально-художественных
образов;
6. Овладение навыками учебной деятельности;
При разработке и реализации дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Раннее эстетическое развитие» учитывались возрастные и
психофизические особенности детей дошкольного возраста.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Раннее
эстетическое развитие» предназначена для детей, возраст которых на 1 сентября
соответствующего учебного года составляет от 4 –х до 6 лет.
Прием на обучения по Программе осуществляется по заявлению
родителей (законных представителей) в порядке, установленном локальным

актом Школы. При приеме на обучение по общеразвивающей программе
дополнительного образования детей в области начального музыкального образования
«Раннее эстетическое развитие» образовательное учреждение МКУДО «ДМШ с.
Соболево» заключает с родителями (законными представителями) ребёнка договор об
образовании, содержащий условия обучения по соответствующей программе.
Проведение каких-либо форм отбора и оценки творческих способностей детей при приеме
не предусмотрено.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие» 1,2 ступеней обучения имеют преемственные связи в
содержании, формах и методах работы, однако могут реализоваться независимо друг от
друга. Ребенок соответствующего возраста может начать заниматься с любой ступени
(года обучения).
Основные принципы организации образовательного процесса.
При составлении Дополнительной общеразвивающей программы в области
музыкального искусства «Раннее эстетическое развитие» в МКУДО «ДМШ с. Соболево»
руководствуются следующими рекомендациями:
1. Учащиеся должны посещать школу не более 3 х раз в неделю;
2. Оптимальное время для занятий с учащимися дошкольного возраста в дневное время с
10.00 до 16.00, в вечернее время с 16.00 до 20.00 ч., с учетом посещения ими дошкольных
образовательных учреждений;
3. Продолжительность занятий: 20 минут для детей 1 ступени обучения ( возраст
учащихся на 1 сентября соответствующего учебного года от 4-ёх до 5,5 лет); 30 минут для
детей 5,5- 7 лет;
4. Количество занятий в день – не более 2;
5. Перерыв между занятиями 10 минут;
6. Основными в обучении дошкольников являются комплексные занятия, использующие
различные виды учебной деятельности в игровой форме;
7. Группы должны комплектоваться по возрасту учащихся;
8. В учебно - образовательной деятельности данной ОП используются формы:
групповых и индивидуальных уроков. Количество обучающихся при групповой форме
занятий от 2-х человек.
9.Продолжительность учебного года 34 недели, учебной недели 6 дней.
10. Сроки начала и окончания учебного года, продолжительность четверти совпадают со
сроками, установленными для общеобразовательных школ Российской Федерации.
Для выполнения данных требований используется следующий учебный план.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
Учебный план разработан МКУДО «ДМШ с. Соболево» самостоятельно с учетом
пожеланий родителей (законных представителей) несовершеннолетних, графика
образовательного процесса по реализуемой образовательной программе и сроков
обучения в МКУДО «ДМШ с.Соболево».

№п/п
1
2
3

Наименование предмета
Игровое сольфеджио
Коллективное музицирование
(вокальный ансамбль)
Музыкальный инструмент,
сольное пение с 5,5 лет ( 2-ая
ступень обучения)

Количество уроков в
неделю
1
1

Количество уроков в
учебный год
34
34

1

34

Примечание: Предмет «Музыкальный инструмент» и «Сольное пение» не является
обязательными предметами в общеразвивающей программе дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Раннее эстетическое
развитие» МКУДО «ДМШ с. Соболево» и дается по желанию родителей (письменного
заявления) и ребёнка.
По предметам учебного плана не проводятся промежуточные и итоговая
аттестации, оценки не выставляются. Документ об обучении не выдается.
В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы работы
концертмейстерам:1 из расчета 100% общего количества часов, отводимых на групповые
занятия по предмету: «Коллективное музицирование» (вокальный ансамбль).
Школа, в пределах имеющихся средств может расширить перечень предметов.
Ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время уроков несут преподаватели
по соответствующим предметам, прошедшие в установленном законодательством РФ
порядке инструктаж по охране труда и технике безопасности. Для детей в Школе
организован питьевой режим.
Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и
расписанием, утвержденными Школой.
В целях контроля качества результатов реализации Программы в течение учебного года
проводится не менее двух публичных выступлений для родителей.
3. ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Продолжительность учебных занятий 34 недели.
Учебный процесс организуется по полугодиям, разделенным зимними
новогодними каникулами.
Конкретные даты начала и окончания учебных полугодий, зимних каникул ежегодно
устанавливаются календарным учебным графиком, утверждаемым педагогическим
советом и приказом директора Школы.
4 . ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ И АННОТАЦИИ К УЧЕБНЫМ
ПРОГРАММАМ.
№п/п Наименование предмета
1
Игровое сольфеджио

Аннотация
Цель программы: развитие эмоциональной
сферы, коммуникативных навыков,
музыкальных способностей детей.
Задачи программы: развитие эмоциональной сферы,
творческих способностей, эстетических представлений,
музыкального и
фонематического слуха, чувства ритма,

артикуляционного аппарата, вокального
интонирования.
Виды деятельности на уроках:
- пение с движением: детские песни, народные песни,
колядки, частушки, прибаутки и заклички, логопедические
распевки, пальчиковые игры, хороводы;
- слушание музыки и рисование под музыку;
- музыкально-ритмические игры;
- элементарное музицирование – игра и
импровизация на детских шумовых инструментах
(треугольник, бубен, маракасы и др.)
- подготовка номеров к праздникам.
Составитель программы: Унтилова Е.П.
Преподаватель теоретических дисциплин.

2

3

Коллективное
музицирование
(вокальный ансамбль)
Музыкальный
инструмент, Сольное
пение.
Прим.-е: предмет по
выбору родителей и детей
для учащихся 5,5 лет (2-я
ступень обучения).

Цель работы:
-Пробуждение к прекрасному;
- Воспитание музыкального вкуса;
- Формирование мотивационной готовности к
поступлению в ДШИ;
- Приобщение к любительскому музицированию.
Задачи:
1.Привить любовь к музыке и развить интерес к
музыкальным занятиям.
2.Развитие музыкальных способностей (слух, ритм,
память).
3.Формирование первоначальных навыков владения
инструментом (посадка, постановка рук, изучение
клавиатуры, способы звукоизвлечения) или голосом
(Сольное пение)
4.Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи,
ноты, длительности нот).
5.Приобщение ребенка к различным видам музыкальной
деятельности.

5. Планируемые результаты освоения обучающимися Дополнительной
общеразвивающей программы в области музыкального искусства «Раннее
эстетическое развитие».
Результатом освоения программы в области «Игровое сольфеджио» является
приобретение следующих музыкально-практических навыков:
- наличие у обучающегося интереса к музыке.
- развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку,
передавать в движении её характер;
- умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном для
детей дошкольного возраста диапазоне;
- сформированность навыков группового и сольного сольфеджирования по нотам
простейших мелодий;
- приобретение элементарных навыков чтения с листа;

- развитие музыкальной памяти.
- знание основ музыкальной грамоты;
- освоение основной музыкальной терминологии;
- умение определять характер музыки.
- сформированность элементарных звуко-высотных и ритмических представлений;
- знакомство с основными музыкальными жанрами (песня, танец, марш).
Результатом освоения программы в области «Коллективное музицирование»
(вокальный ансамбль) является:
-приобретение таких умений и навыков, как певческая установка и дыхание;
звукообразование; артикуляция; звуковедение; вокально-интонационные навыки;
ансамбль и строй; слуховое внимание и самоконтроль; выразительность пения;
- приобретение навыков коллективного хорового исполнительского творчества.
- воспитание умения работать в группе, подчиняться требованиям руководителя хорового
коллектива;
- обучение умению слушать концертмейстера.
- приобретение навыков публичных выступлений на открытых классных концертах.
Музыкальный инструмент (предмет по выбору родителей и ребёнка) с 6 лет, 3-й год
обучения:
- освоение нотной грамоты;
- усвоение элементарных теоретических понятий (звукоряд, регистры звучания, тоны и
полутоны, звуки и ноты, ключи, длительности нот и пауз, такт, тактовая черта,
музыкальный размер, штрихи, динамика, темп, лад);
- знакомство с основными приемами звукоизвлечения;
- умение на слух определять характер исполняемой пьесы;
- умение осмысленно исполнять простые произведения в соответствующем характере.
Програмно-методическое обеспечение.
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «Раннее
эстетическое развитие» разработана МКУДО «ДМШ с. Соболево» в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273 Ф3 "Об образовании в Российской Федерации"
и «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при
реализации общеразвивающих программ в области искусств», с учетом кадрового
потенциала и материально технических условий образовательной организации. По
каждому предмету учебного плана преподавателями школ разработаны рабочие учебные
программы в соответствии с современными требованиями, содержат пояснительную
записку, четко сформулированные цели и задачи по каждой образовательной программе,
описание условий реализации, процедуры отслеживания результатов, тематическое
планирование, список учебно-методической литературы.
Все программы приняты на заседании педагогического совета.

Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»

Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие»
по учебному предмету
«Коллективное музицирование
(вокальный ансамбль)»
для учащихся 4-6 лет
срок реализации 2 года (1,2 ступени)

с. Соболево
2022г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
школы
Протокол от 31.08.2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
врио директора МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
И.С. Крылов
31.08.2022г.

Разработчик - преподаватель хоровых и теоретических дисциплин Унтилова
Е.П.

Содержание:
1. Пояснительная записка.
2.Учебно-тематический план для 1,2 года обучения ( учащихся 4 -6 лет)
3. Примерный репертуар для 1,2 года обучения; список используемой
литературы.
4. Ожидаемый результат.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коллективное музицирование – это вокально-исполнительский коллектив,
который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно
раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей
творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию. Оно
является одним из средств разностороннего развития воспитанников:
музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности
имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату
школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального
«инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а также в
коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт,
что правильное обучение пению с детства, есть наиболее массовая форма
охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Цель программы:
Создание детского хорового коллектива как основы музыкальноэстетического воспитания его участников, инструмента развития их
творческих задатков и личностных качеств.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса к вокально-хоровому творчеству;
2. Овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования,
певческой дикции, дыхания и артикуляции;
3. Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои
индивидуальные творческие возможности для достижения целостного,
гармоничного звучания;
4. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской
культуры;
5. Развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности,
усидчивости и внимательности, дисциплинирующих волю и
целеустремлённость, а также чувства потребности в саморазвитии.
Основные направления работы:
1. Певческая установка и дыхание.
2. Звуковедение, дикция.
3. Ансамбль и строй.
4. Формирование исполнительских навыков.
Формы реализации задач:
- коллективное пение;
- концертные выступления;

Основные направления в подборе репертуара.
- Попевки, народные песня (пение ,прослушивание)
-Классическая музыка (знакомство, пение, прослушивание, разбор
произведения);
- Произведения современных авторов (пение, прослушивание).
В течение учебного года должно быть пройдено примерно следующее
количество произведений:
- 1 год обучения – 8-10 произведений,
- 2 год обучения – 8-10 произведений,
Формирование первоначальных слуховых представлений.
Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса.
Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих
регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых
голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или
ниже. Постепенно сопоставляемые звуки сближаются. В этой работе
целесообразно знакомить детей с другими музыкальными инструментами.
Учащиеся должны научиться выделять качество высоты звука из разных
тембров. Это важно для развития анализирующей способности слуха.
Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальныйнемузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.
Характер произведения.
Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое
изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками.
Работа по развитию ритмических навыков.
Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование детских
музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.).
Работа над координацией слуха и голоса.
Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные
скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора.
Работа над репертуаром.
«Для того чтобы развить голос, надо начать учиться петь».
Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»:
положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи
расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится
несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь
унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая
плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования,
дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке.
Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения при
коллективном музицировании. Первоначальные хоровые навыки.

Концертная деятельность.
Воспитательный характер исполнительской культуры в коллективе. Чувство
ответственности за выполняемую работу. Эмоциональный отклик и
прочувствованность. Умение передать характер и содержание произведения.
Развитие слуховых навыков.
Учебно - тематический план и содержание изучаемого предмета.
I ступень обучения:
Диапазон: «Ля» малой октавы - «Ля»1октавы («До» 2 октавы).
Цель – дисциплинированное участие в коллективном музицировании.
В задачи первого периода обучения входит формирование следующих
умений и навыков:
- спокойно стоять и сидеть во время пения;
- реагировать на основные дирижерские жесты;
- одновременно начинать и заканчивать пение;
- слушать друг друга во время пения;
- освоение жанров и форм – попевка, песня, народная песня;
Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем
«дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов
доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.
Примерные вокальные упражнения.
1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;
2. Имитационные упражнения («крик» чаек, «страшная сказка», «скрип» и
т.д.).
3. Дикционные упражнения
4. упражнение на плавное соединение звуков.
Все упражнения на занятиях в подготовительном классе должны
выполняться в игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную
насыщенность.
К концу года дети могут освоить жанры и формы исполняемых
произведений.
Форма отчетности.
Открытые занятия для родителей, участие в школьных концертах.
Примерный репертуар
Народные песни:
1. Бел. Нар. Песня Сел комарик на дубочек.
2. Русская нар. Песня. Как у наших у ворот.
3. Чешская нар. Песня. Гусята.
4. Чувашская нар. Песня. «Уття», « Нянине- паппине».
Классика:
5. Калиников. Тень – тень.

6. Л. Бетховен. Малиновка.
Современные композиторы:
7. Герчик. У волка день рожденья.
8. С. Соснин. П. Синявский. Перепляс.
9. Струве. Маленькая мама.
10. Г. Эрнесакс. Волгина. Паровоз.
Другие произведения с опорой на тематику в рамках календарнотематического плана МКОУ ДОД «ДМШ с.Соболево» СМР КК.
II ступень обучения :
Цель: развитие вокально - хоровых навыков.
Певческая установка и дыхание.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при
пении. Навыки пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от
характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания
в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром
темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками
«цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их
формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы –
mf, mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова
согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение
динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение
задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора,
ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более
сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды,
предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие алогических возможностей
исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление
двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
К концу года дети овладевают приемами легато при пении, свободным,
спокойным вдохом, навыками пения без сопровождения.
Форма отчетности.
Открытые занятия для родителей, тематические концерты, утренники.
Примерный репертуар.
Народные песни:
Русская нар. Песня. Как по морю.
По ягоды.
Цветики.
Я на камушке сижу.
Русские композиторы:
Аренский. Комар.
Аренский. Расскажи, мотылек.
В. Калинников. Мишка.
Гречанинов. Про теленочка .
Призыв весны.
Дон-дон.
Маки-маковочки.
Римский-Корсаков. Белка (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»).
Рыбка – окунечек.
П.Чайковский. Мой садик.
Осень.
Зарубежные композиторы:
Бах. За рекою старый дом.
Бетховен. Малиновка.
Брамс. Колыбельная.
И. Гайдн. Мы дружим с музыкой.
Современные композиторы:
Е. Зарицкая. Где зимуют зяблики.
Н. Казаков. Колыбельная.
Кюи. Майский день.
Щукин. Маленький кузнечик.

Список используемой литературы:
1. Детский голос под ред. В. Шацкой. Москва, 1970.
2. Развитие голоса. Координация и тренинг. В. Емельянов. Санкт- Петербург,
1997.
3. Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва,
1992.
4. Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва, 1996.
5. Поет детская хоровая студия «Веснянка». (Составитель Л. Дуганова, Л.
Алдаков. Москва, 2002).

6. Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для
инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ (составитель В.
Попов. Москва, 1988).
7. Хоровой класс. Г. Струве. Москва, 1986.
Ожидаемые результаты:
Исполнение песен различного характера, соблюдение начальных
певческих навыков (певческая установка, правильное дыхание при пении,
пение без напряжения естественным звуком без форсирования с четкой
артикуляцией); выразительное исполнение репертуара.

Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»

Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие»
по учебному предмету
«Игровое сольфеджио»
для учащихся 4-6 лет
срок реализации 2 года (1,2 ступени)

с. Соболево, 2022г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
школы
Протокол от 31.08. 2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
врио директора МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
И.С. Крылов
31.08.2022г.

Разработчик - преподаватель теоретических дисциплин Унтилова Е.П.

Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Структура программы.
3. Распределение учебного материала по годам обучения;
4.Календарные планы 1,2 -ой ступеней обучения для детей 4 -6
лет.
5.Основные формы и методы работы на уроке.
6.Прогнозируемые результаты.
7.Система контроля и механизм оценки.
8.Список учебно-методической литературы

1.Пояснительная записка
Предмет «Игровое сольфеджио», как один из предметов цикла
музыкально-эстетического воспитания и обучения детей в детской
музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели:
развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного
мышления в музыкальной деятельности, и способствует подготовке детей
дошкольного возраста к продолжению обучения в музыкальной школе по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам
в области музыкального искусства и дополнительным общеразвивающим
программам
в
области
музыкального
искусства.
Цели программы:
Обучающая: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему
музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и
слуховых навыков;
Развивающая: развитие познавательных интересов и творческих
способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;
Воспитательная: формирование средствами музыкального искусства любви
к музыкальным традициям родного края и классическому наследию
мирового музыкального искусства; формирование таких качеств как
настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня
знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для
дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ.
Задачи программы «Игровое сольфеджио» следующие:
• целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых
способностей ученика.
• формирование практических навыков и умения использовать их в
комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах
музицирования.
Особенности данной программы:
Работа с дошкольниками 4-6 лет обуславливает введение в практику новых
методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной
психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В.
Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового
метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно
активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает

глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и
развитию творческого потенциала учащихся.
Программа по учебному предмету "Игровое сольфеджио"направлена на
раннее эстетическое развитие, а так же:
- создание условий для развития личности ребенка
- развитие мотиваций к познанию и творчеству
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
- реализацию задач музыкально воспитания и обучения
- развитие художественных интересов и вкусов
Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает
творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного
материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и
внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися
предполагаемых знаний и практических умений.
2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная
программа для ДМШ рассчитана на двухступенчатый курс обучения детей,
начиная с 4-х летнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ.
В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в
подходящую группу. Специфика программы выстроена таким образом, что
поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный
материал, формы и режим работы. Практика показала, что количество детей
в группе не должно превышать 8 человек. Занятия по предмету « Игровое
сольфеджио» проводятся один раз в неделю с 1-4 сентября по 25-28 мая.
Ступени
Количество
Количество
обучения
часов в неделю
часов в год
1
1
33
2
1
33
Учитывая возраст детей и уровень учебного материала, для успешного
освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной
помощью педагога каждому ребенку. Желательная продолжительность
урока:
для первой ступени обучения – 20 минут (учащиеся от 4-х до 5,5 лет);
для второй ступени обучения – 30 минут (учащиеся, планирующие в
следующем году поступление в 1 класс общеобразовательной школы).
Прим.: повторение 2-й ступени обучения возможно по желанию
родителей (письменное заявление).
Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие
музыкальных способностей. В процессе обучения дошкольника нужно
учитывать законы становления личности, возрастные особенности.
Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного
мышления, воображения, воли, внимания и т. д. Верное педагогическое,

воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает
эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости.
Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольника
обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие
ребенка к активной деятельности.
Из вышесказанного вырастает первый методический принцип, лежащий в
основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих
интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого
взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в
большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием
(сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).
С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип —
первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего
восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной
деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит
теоретическое
осмысление
музыкальных
явлений,
«рождается»
теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический
принцип — от частного к общему.
Четвертый принцип — концентрический метод обучения, понимаемый как
необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне.
Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным
проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно
методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и
потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и
слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное
движение в развитии музыкальных способностей.
С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при
обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и
принцип «от простого к сложному».
Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его
применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только
содержание, но и форму каждого урока.
Структуру программы определяют следующие направления:
- Музыкальная грамота
- Формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- Воспитание чувства метроритма;
- Творческие задания.
3. Распределение учебного материала по годам обучения.
1 ступень обучения.
Музыкальная грамота.

Понятие высоты звука.
Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти.
Обозначение темпа: быстро –медленно.
Обозначение динамики: форте и пиано.
Мажор и минор.
Характер музыкального произведения. Пауза.
Ознакомление с различными музыкальными инструментами.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Формирование вокально-интонационных навыков.
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному
звучанию. Упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание.
Овладение упражнениями «вдох – выдох». Пропевание несложных мотивов и
песенок.
Воспитание чувства метроритма.
Временное понятие кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков.
Обозначение кратких и долгих звуков – восьмые и четверти. Остинатное
движение ровными длительностями в песенках и ритмическом
аккомпанементе. Чередование восьмых и четвертей в песенках и
ритмическом аккомпанементе.
Понятие скорости музыкального движения – темп. Быстрый темп и
медленный темп.
Пауза – остановка движения. Использование движения рук для показа
длительностей и паузы.
Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента.
Творческие задания.
Двигательная импровизация, соответствующая характеру и образу
произведения. Инструментальное музицирование.
4. Календарный план 1-ой ступени обучения:
Месяц
Темы
Сентябрь Понятие высоты звука, упражнения на правильное вокальное
и речевое дыхание. Дикционные упражнения.
Октябрь Понятие коротких и длинных звуков. Восьмые и четверти.
Обозначение скорости (темпа) движения: быстро - медленно.
Динамика: форте и пиано.
Ноябрь
Ступени в музыке. Что такое песня. Пропевание мотивов по
пособию.
Декабрь Мажор и минор. Характер музыкального произведения.
Двигательная импровизация соответствующая
характеру музыки. Пауза.
Январь
Песня – танец – марш. Приёмы инструментального
музицирования.
Февраль Закрепление тем. Пение песенок по пособию.

Март

Чередование восьмых и четвертей. Ритмические рисунки
(чтение и показ руками).

Месяц
Апрель

Темы
Ознакомление с различными инструментами. Пение с
ритмическим аккомпанементом. Ритмическая импровизация.
Май
Усвоение пройденного в течение учебного года.
2-я ступень обучения.
Музыкальная грамота
Ключи. Скрипичный ключ. Штрихи – стаккато и легато. Пьесы и песенки на
2 и 3 движения. Менуэты, вальсы, марши, польки.
Осознание всего семиступенного звукоряда. Гамма как принцип следования
звуков по порядку в пределах октавы. Запись нот 1 –ой октавы на линейках.
Движение мелодии по трезвучию. Мажорное и минорное трезвучия в
песенках и на слух. Жанры русских народных песен: хоровые, хороводные,
колядки, плясовые. Мелодия и аккомпанемент.
Формирование вокально-интонационных навыков
Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание
гласных звуков. Приёмы стаккато и легато в распевании и песенках.
Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и
определении на слух. Песенки- эхо. Освоение семиступенного звукоряда в
диапазоне октавы. Расширение диапазона.
Воспитание чувства метроритма
Понятие и восприятие двухдольности и трёхдольности через двигательное
ощущение. Двигательные упражнения, дифференцированные метром и
жанром. Восьмые, четверти и паузы в песенках и ритмических упражнениях.
Усложнение ритмического рисунка. Определение ритма стихотворения.
Упражнение «ритмическое эхо». Усложнение ритмического аккомпанимента.
Творческие задания
Сочинение рассказов из предложенных слов и ситуаций. Разыгрывание
народных песенок. Двигательная импровизация. Сочинение песенок вместе с
педагогом.
Календарный план 2 ступени обучения.
Месяц
Темы
Сентябрь Повторение пройденного в течение первого года обучения.
Особенно обратить внимание на темы: ступеньки лада;
восьмые – четверти; быстро – медленно; форте – пиано.
Октябрь Контраст в музыке.

Тембры. Продолжаем знакомство с различными
инструментами.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Скрипичный ключ. Стаккато и легато. Мелодия и
аккомпанемент.
Пьесы на 2 и 3 движения. менуэты, вальсы, польки, марши.
Песенки на 2 и 3 движения (с имитацией дирижирования).
Усложнение ритмических рисунков в песенках.
Осознание всего звукоряда. Гамма. Использование всех
ступенек в песенном материале
Где «живут» ноты? Учимся писать ноты на нотных линейках
Весенние народные песенки: заклички, хороводные,
плясовые.
Усвоение и закрепление пройденного материала.

5.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
- Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
- Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем
ошибки)
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических
игр)
- Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса,
таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости
и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой,
справочниками, словарями)
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию)
- Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности)
- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения
поставленной задаче совместно с педагогом.
• Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
- Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы)

- Групповой (организация работ в группах)
- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
ПРАКТИКУЕМЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
- Традиционный урок с игровыми моментами.
- Открытый урок с присутствием родителей
6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы;
- научатся следовать устным инструкциям;
- разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический
вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют трудовыми навыками;
- улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и
работы в коллективе.
- освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности:
музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), метр,
нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы,длительности,ди
намические оттенки: форте, пиано.
- овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое
дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам),
распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у»
«и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование
простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение
попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение
несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение
несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых
тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности.
- разовьют музыкально-слуховые представления: определение
эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных
жанров (песня, танец, марш).
- обогатят свой словарно-понятийный запас.
- разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен,
запоминание и угадывание ранее выученных попевок.
- овладеют видами деятельности:
а) учебно-исполнительской
• пение песен с гармоническим сопровождением педагога;
• исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному
музыкальному произведению;
б) учебно-теоретической:
• умение различать музыкальные и шумовые звуки; лады музыки
(мажор и минор), регистры; владеть правописанием скрипичного
ключа и нот первой октавы.
• выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания.
в) культурно-просветительской:

• участие в концертах, представлениях;
• выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на
инструментах шумового оркестра;
• демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими
преподавателями на открытых уроках.
7. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и
позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по
следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные
умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.
Формы контроля включают:
- Фронтальный опрос
- Беглый текущий опрос
- Систематическая проверка домашнего задания
- Контрольные уроки в конце каждой четверти
- устное тестирование на закрепление теоретических знаний
Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся
на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в
привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере
своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки,
приобретенные им в процессе обучения.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

8.Список учебно - методической литературы
И.Е.Домогацкая. Программа по предмету «Развитие музыкальных
способностей у детей 3-5 лет; М.; Классика –XXI, 2004г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1
класса ДМШ. – М. 1989г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2
класса ДМШ. – М. 1989г.
Фромм А. Азбука для родителей. СПб., 1991г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для
подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.
Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.
Огороднова–Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.
Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ.СПб.,2008г.
Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир.- М., 1991г.

Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие»
по учебному предмету
Музыкальный инструмент
для учащихся 5,5 - 6 лет
срок реализации 1 год

с.Соболево
2022г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
школы
Протокол от 31.08.2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
врио директора МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
И.С. Крылов
31.08.2022г.

Разработчик - преподаватель хоровых и теоретических дисциплин Унтилова
Е.П.

Содержание:
1.Пояснительная записка (цели, задачи, учёт успеваемости, методы и формы
обучения).
2. Учебный план по предмету фортепиано.
3.Содержание программы.
4.Примерный уровень рекомендуемой литературы.
5.Результаты работы.
6.Список литературы.

Пояснительная записка
Музыка – это искусство, которое обогащает нравственный облик
ребенка,
активизирует
умственную
деятельность,
способствует
всестороннему общему художественному развитию. Именно музыка может
стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать
восприятие других видов искусства и окружающего мира.
Актуальность выбранной мною темы заключается в возрастании роли
раннего эстетического образования, в необходимости формирования основ
музыкальной культуры и духовно-нравственного развития детей.
Период раннего детства является тем оптимальным возрастом, когда
закладывается интерес к музыке и формируются черты характера ребенка.
Новизна программы заключается в разработке приёмов и методов
включения игровой деятельности в различные формы общения с музыкой на
уроке.
Цель работы:
- обеспечение интеллектуального, нравственного, волевого развития ребенка
дошкольного возраста;
- формирование мотивационной готовности к поступлению в ДШИ;
- приобщение к любительскому музицированию;
- пробуждение интереса к прекрасному;
- воспитание музыкального вкуса.
Задачи:
1.
Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память).
2.
Формирование первоначальных навыков владения инструментом
(посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения).
3.
Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты,
длительности нот).
4.
Приобщение ребенка к различным видам музыкальной
деятельности.
5.
Привить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным
занятиям.
Срок реализации программы – 1 год.
Возраст учащихся 5,5-6 лет.
Апробированность - 10 лет
Программа «Музыкальный инструмент» учитывает возрастные и
индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
-выявление одаренных детей в области искусства в раннем детском возрасте;
-приобретение детьми опыта творческой деятельности в раннем детском
возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
-подготовку детей к продолжению обучения в музыкальной школе.

Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей
дошкольного возраста возможно. Ещё А.Д.Артоболевская говорила, что
«приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста».
Для успешности обучения необходимы следующие условия:
1.
Физическая готовность.
2.
Психическая готовность.
3.
Мотивационная готовность.
Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности
можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в
страну музыки.
Учет успеваемости
Формы контроля:
- Контрольные задания.
- Открытые уроки 2 раза в год.
Оценочные критерии:
- Знаковые оценки (солнышко, тучка, смайлики).
- Словесные оценки (молодец, умница и т.д.)
Методы и формы обучения
Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является
урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником.
Однако, на первоначальном этапе, наряду с традиционной
индивидуальной формой проведения урока возможны также мелкогрупповые
формы, при которых время урока целиком или какая-либо его часть
используется на занятия с двумя, тремя учениками одновременно.
Продолжительность урока – 30 минут 1 раз в неделю.
Очень важно, начиная работу с детьми 6 летнего возраста, сделать
родителей соучастниками педагогического процесса.
А.Д. Артоболевская писала: «Радостным трудом для самих родителей
должно быть то время, которое они будут отдавать музыкальным занятиям.
Семья может и должна стать первой ступенью художественного
воспитания».
Методика данной программы рассчитана на то, чтобы музыкальные
навыки усваивались детьми незаметно для них – через игру, творчество и
занимательность заданий. Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной
программе, обладали определенными музыкальными способностями:
музыкальный слух, ритм, память, координацию.
Но эти показатели не являются главным критерием при обучении
ребенка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание
заниматься музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной
музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого
раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней, - задача педагога.
В данной методической разработке я предлагаю использовать игровые
методы, задача которых заключается
в создании эмоциональных,

нравственных переживаний, ситуации новизны, неожиданности, создание
ситуации успеха в учении.
Игровые методы обеспечивают необходимые психолого-дидактические
условия, в которых обучаемый может сформировать активную личностную
позицию и в наибольшей мере раскрыться как субъект обучения. В процессе
их применения учащийся получает возможность выражать средствами
искусства свои «невидимые» и «неслышимые» чувства, замыслы и оценки. В
этом случае искусство предстаёт ученику не как совокупность безразличных
к нему «чужих» норм, а как нечто такое, в чём он может найти и проявить
себя.
Музыкальные игры – наиболее занимательные эпизоды урока в
подготовительном классе, радостные минуты веселья. Сами того не
подозревая, дети получают много впечатлений о музыке, знакомятся с ее
основными элементами и начинают сознательно реагировать на разнообразие
созвучий
Учебный план по предмету фортепиано
№

Наименование раздела, темы

1.

Слушание музыки.
Осознание понятия высоты и громкости
звука.

2.

Знакомство с инструментом.
Пальчиковая гимнастика.
Постановка игрового аппарата.
Игра на инструменте простейших песенок
соло и в ансамбле с педагогом.
Музыкально – дидактические игры
( освоение нотной грамоты, развитие темпо метро ритма, тембрового и звуковысотного
слуха).

3.
4.

Всего

Количество Количество Всего
часов
часов
часов
теория
практика
2
3
5

2

6

8

10

10

6

7

13

10

26

36

Содержание программы
Музыкальное воспитание детей должно быть комплексным и
основываться на развитии музыкального слуха, ритма и мышления,
выявлении и развитии творческих способностей учащихся.
Слушание
Слушание - это сложный процесс, в основе которого лежит способность
слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное
отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные
образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это еще
не все, важно осмыслить идею произведения.
Знакомя ученика со звуками, можно рассказать ученику о том, что звук –
это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой
организм, в том числе и человеческий. Каждый звук имеет свои, присущие

только ему особенности. По этим особенностям можно отличать один звук от
другого и при необходимости узнать, определить, выделить тот, который для
нас важен и необходим в данный момент.
Звуки делятся на шумовые и музыкальные.
Чтобы ребёнок лучше усвоил, что такое шумовые звуки, познакомьте его со
стихотворением Е. Королевой: «В мире загадочных звуков»
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот,
Самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука –
Музыкальные есть звуки.
После прочтения стихотворения, можно дать ученику задание: услышать
различные не музыкальные, а шумовые звуки.
Ребенка надо научить различать звуки по высоте и по силе звучания.
«Громкая и тихая музыка»
Цель: умение различать динамические оттенки музыкальной речи: тихо
(р), громко (f), не слишком громко (mf).
Игровой материал. Карточка из картона (размер 21×7 см), разделенная
на три квадрата. Три небольших карточки-квадрата одного цвета, но
различных по насыщенности, например: одна бледно-голубая, другая – яркоголубая, почти синяя, и третья – темно-синяя (можно подобрать подобные
оттенки любого другого цвета). Цвет квадрата условно соответствует
определенному динамическому оттенку: бледно окрашенный квадрат –
тихому звучанию музыки, квадрат с более насыщенной окраской – более
громкому звучанию, и ярко окрашенный – громкому звучанию музыки. (см.
Приложение № 1)
Ход игры. Ученику даются карточки, и объясняется их назначение.
Звучит музыкальная пьеса, в которой динамические оттенки изменяются
последовательно. Пьеса исполняется дважды, чтобы первый раз учащийся
внимательно прислушался к ним. При повторном исполнении он
выкладывает на карточке квадраты, соответствующие цвету динамическим
оттенкам музыки. Например: музыкальная пьеса «После уроков».

«Сказка про кота»
Игра используется для развития у детей умения различать разные по
силе звуки, знать обозначения динамических оттенков.
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил,
Да чуть потише на печке храпел –
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой,
Будто затеял с мышами он бой.
Громко крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши тихо взмолились:
Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» –

И в рассыпную они понеслись.
(А на самом деле в то время, когда кот Василий спал, происходило вот
что).
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки,
Потом чуть потише смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, внезапно громко чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера громко над ним потешались.
На последующих уроках можно читать это стихотворение, меняя силу
голоса на выделенных словах или заменяя эти слова итальянскими
обозначениями.
Музыкально – дидактические игры
Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не
форсированным. Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной
грамотой - выучить стихи про нотки, нарисовать картинки, поиграть в
музыкальное лото. При работе применяю музыкальную азбуку.
Для лучшего закрепления учеником нот, можно использовать
следующую музыкальную головоломку:

.
Не может быть и речи о разъяснении дошкольнику ритмических
закономерностей. Ритм воспринимается ребенком в этом возрасте на слух,
зрительно, с помощью текста, путем сравнения длинных и коротких

длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях являются нотные
прописи, в которых довольно в простой форме излагается теоретический
материал, много творческих заданий, загадок.
Игра «Чьё имя?»
Учащийся называет имена своих родителей, братьев, сестёр, знакомых,
а учитель, четко повторив каждое, прохлопывает его ритм, предложив
ученику сделать то же. Учитель замечает, что в тех именах, где два удара сильнее, то первый (Ю-ра, Ка-тя), то второй (Бо-рис, Сте - пан); в других
именах по три удара с акцентами на первом (Ма-шень-ка), втором (Ни-ки-та)
или третьем (А-лек-сей); есть имена, на которые приходятся четыре хлопка
(А-на-то-лий) или редко – один (Глеб, Ян).
Составляются группы, имена которых прохлопываются одинаково и
совпадают по рифме.
Учитель проигрывает или простукивает (прохлопывает) какой – либо
ритмический рисунок, делая акцент на выбранном слоге, а ученик угадывает,
какое это имя.
Для лучшего усвоения учеником регистров, можно выучить с ним такое
стихотворение Н. Кончаловской:
У рояля много клавиш!
Ты их все звучать заставишь.
В крайних слева бас гуд
Будто он всегда сердит.
В крайних справа звук высок,
Будто птичий голосок.
В средних клавишах, как раз,
Тот же голос, что у нас.
В сказке «Три медведя» сопоставляются три музыкальных образа, одна и та
же мелодия варьируется, каждый раз рисуя новый образ: Медведя,
Медведицы и Мишутки.
Был большим и серьезным медведем
Папа Михайло Иванович.
Очень любили лесные звери
Маму, Настасью Петровну.
Ну а Мишутка придумывал шутки,
Песенки и прибаутки.

Чем отличается музыка медведя, медведицы и Мишутки?
Медведь – большой, ходит медленно, тяжело, и характер музыки
тяжелый, неуклюжий. Музыка, изображающая Настасью Петровну, звучит
чуть живее, хотя тоже неуклюже. А музыка Мишутки – живая, подвижная,
игривая.
«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова
дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы» – писал В.
А. Сухомлинский.
Игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной
отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно
раскрываются творческие возможности детей.
Во время игры у учащихся возникает игровое состояние. Оно включает в
себя переживания, воображение, эмоциональное отношение к действительности. Постановка игрового аппарата
Ученика нужно познакомить с устройством инструментом, показать ему,
как получается звук. Потом начать с правильной посадки, с освобождения
игрового аппарата.
Для запоминания учеником чередования пальцев, можно использовать
следующее упражнение: поочередно сгибать каждый палец (начиная с
большого), стараясь подушечкой следующего пальца прикоснуться к
первому так, чтобы каждый раз образовывалось колечко. Это упражнение я
рекомендую делать со словами:
первый палец – самый сильный,
второй - тоже богатырь,
третий – находится посередине,
четвертый и пятый идут за ним.
Такая игра позволяет не только усвоить чередование пальцев, но и
является первым этапом для последующей постановки руки.
Для постановки игрового аппарата предлагаю применять следующие
упражнения:
«Пошли в гости» - используется при постановке руки, выполняется 3
пальцем.
«Перелеты птички с приземлениями» - дугообразные и волнообразные
перемещения по клавиатуре.

«Меткий стрелок» - игра на координацию, крупным движением руки попасть
на нужную клавишу.
«Шагающий экскаватор» - передача характера через прикосновение с 1-го на
5-й палец с раскачиванием запястья.
Рекомендую пальчиковые упражнения из методического пособия
«Ручные и пальчиковые развивающие игры» И.Б Семаковой и
постановочные упражнения из сборника А.Артоболевской « Путь к музыке».
Разучивание и исполнение на фортепиано песенок
На уроке по фортепиано ученик должен, прежде всего, учиться играть
на инструменте. Мелодии должны быть короткие (народные попевки,
песенки и пьесы). Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов.
Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только
создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять
ритмическую сторону песенки). Детям очень нравится играть вместе с
учителем. Песенка звучит намного ярче и образнее.
В развитии обратного мышления начинающего музыканта
целесообразно исходить не из обращения к «целостному» образу, а от умения
исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу
тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на
начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное
мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы
постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение. Ребенок
должен стремиться играть мелодии в характере.
Примерный уровень рекомендуемых произведений
1) детская песенка-потешка «Андрей-воробей»;
2) детская песня «Петя - барабанщик»;
3) русская народная песня «Во поле береза стояла»;
4) русская народная песня «Во саду ли в огороде»;
5) украинская народная песня в обр. В. Якубовской «Красная коровка»;
7) детская попевка «Два кота»;
8) детская песенка «Дроздок»;
9) русская народная песня « Коза – дереза»;
10) детская песенка «Василек»;
11) детская песенка «Колыбельная»;
12) русская народная песня в обр. Я. Степовой «Зайчик и лисичка»;
13) детская песенка-попевка «Динь-дон»;
14) детская песенка «Котята-поворята»;
15) Н. Метлов «Паук и мухи»;
16) детская песенка «Петушок»;
17) русская народная песня «Шуточная»;
18) русская народная песня «Ваня, Ваня – простота»

Из сборника Артоболевской « Путь к музыке» я использую пьески «Вальс
собачек», «Прыг- скок», «Живем мы на горах», «Казачок».
Результаты работы
По окончании подготовительного класса ученик имеет представление о
музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности, слышит
высокие и низкие звуки, направление движения мелодии вверх и вниз.
Хорошо знает строение клавиатуры – расположение верхнего, среднего и
нижнего регистров фортепиано, деление на октавы, названия клавиш.
Владеет навыками звукоизвлечения – non legato. Знает, что мелодия
складывается из различных длительностей и имеет определённый метроритм.
Умеет играть по нотам в пределах 1 октавы.
Может сыграть песенку выразительно.
Список литературы.
1 .А. Артоболевская. Первая встреча с музыкой.
2. И. Домогацкая. Учусь вместе с мамой.
3. Нотки-клавиши. Альбом для начинающих.
4. О. Иванова. Новый музыкальный букварь.
5. И.Королькова. Крохе - музыканту 1 часть
6. Веселая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для учащихся
подготовителного отделения.
7. И.Б. Семакова. Методическое пособие «Ручные и пальчиковые
развивающие игры» .
8. С.Альтерман. «Сорок уроков начального обучения музыке для детей
4-6 лет (1-я и 2-я части); Издательство Композитор; 1999г.
•


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».