ДООП РЭР Коллективное музицирование

Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»

Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие»
по учебному предмету
«Коллективное музицирование
(вокальный ансамбль)»
для учащихся 4-6 лет
срок реализации 2 года (1,2 ступени)

с. Соболево
2022г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
школы
Протокол от 31.08.2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
врио директора МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
И.С. Крылов
31.08.2022г.

Разработчик - преподаватель хоровых и теоретических дисциплин Унтилова
Е.П.

Содержание:
1. Пояснительная записка.
2.Учебно-тематический план для 1,2 года обучения ( учащихся 4 -6 лет)
3. Примерный репертуар для 1,2 года обучения; список используемой
литературы.
4. Ожидаемый результат.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коллективное музицирование – это вокально-исполнительский коллектив,
который средствами своего искусства правдиво, художественно полноценно
раскрывает содержание и форму исполняемых произведений и своей
творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию. Оно
является одним из средств разностороннего развития воспитанников:
музыкально-творческого и личностного. Этот вид музыкальной деятельности
имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату
школьников. Эти особенности состоят в качестве музыкального
«инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения, а также в
коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт,
что правильное обучение пению с детства, есть наиболее массовая форма
охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Цель программы:
Создание детского хорового коллектива как основы музыкальноэстетического воспитания его участников, инструмента развития их
творческих задатков и личностных качеств.
Задачи:
1. Развитие познавательного интереса к вокально-хоровому творчеству;
2. Овладение вокально-певческими навыками: чистого интонирования,
певческой дикции, дыхания и артикуляции;
3. Воспитание коллектива единомышленников, использующих свои
индивидуальные творческие возможности для достижения целостного,
гармоничного звучания;
4. Воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской
культуры;
5. Развитие личностных качеств: самостоятельности, ответственности,
усидчивости и внимательности, дисциплинирующих волю и
целеустремлённость, а также чувства потребности в саморазвитии.
Основные направления работы:
1. Певческая установка и дыхание.
2. Звуковедение, дикция.
3. Ансамбль и строй.
4. Формирование исполнительских навыков.
Формы реализации задач:
- коллективное пение;
- концертные выступления;

Основные направления в подборе репертуара.
- Попевки, народные песня (пение ,прослушивание)
-Классическая музыка (знакомство, пение, прослушивание, разбор
произведения);
- Произведения современных авторов (пение, прослушивание).
В течение учебного года должно быть пройдено примерно следующее
количество произведений:
- 1 год обучения – 8-10 произведений,
- 2 год обучения – 8-10 произведений,
Формирование первоначальных слуховых представлений.
Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса.
Сопоставление звуков разных регистров на фортепиано. Характеристика этих
регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых
голосом и на инструменте. Чёткая постановка вопроса: какой звук выше или
ниже. Постепенно сопоставляемые звуки сближаются. В этой работе
целесообразно знакомить детей с другими музыкальными инструментами.
Учащиеся должны научиться выделять качество высоты звука из разных
тембров. Это важно для развития анализирующей способности слуха.
Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальныйнемузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.
Характер произведения.
Лад. Весёлый-грустный. Тёмный-светлый. Грозный-ласковый. Графическое
изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками.
Работа по развитию ритмических навыков.
Движения под музыку. Ритмические упражнения. Использование детских
музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.).
Работа над координацией слуха и голоса.
Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные
скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора.
Работа над репертуаром.
«Для того чтобы развить голос, надо начать учиться петь».
Объясняются общие правила пения, так называемая «певческая установка»:
положение корпуса, головы, пение сидя и стоя. Корпус прямой, плечи
расправлены, но свободны. Подбородок не задирается, голова держится
несколько наклонённой вперёд. Обучение пению на одном звуке, добиваясь
унисона (едино звучания). Правильное певческое дыхание (не поднимая
плеч, пение с мягкой атакой). Понятие хорового дирижирования,
дирижёрский жест, начало пения по руке, снятие звука также по руке.
Умение слушать друг друга. Культура поведения и исполнения при
коллективном музицировании. Первоначальные хоровые навыки.

Концертная деятельность.
Воспитательный характер исполнительской культуры в коллективе. Чувство
ответственности за выполняемую работу. Эмоциональный отклик и
прочувствованность. Умение передать характер и содержание произведения.
Развитие слуховых навыков.
Учебно - тематический план и содержание изучаемого предмета.
I ступень обучения:
Диапазон: «Ля» малой октавы - «Ля»1октавы («До» 2 октавы).
Цель – дисциплинированное участие в коллективном музицировании.
В задачи первого периода обучения входит формирование следующих
умений и навыков:
- спокойно стоять и сидеть во время пения;
- реагировать на основные дирижерские жесты;
- одновременно начинать и заканчивать пение;
- слушать друг друга во время пения;
- освоение жанров и форм – попевка, песня, народная песня;
Обязательным условием на этом этапе является развитие речи путем
«дикционного распевания», упражнений на основе голосовых сигналов
доречевой коммуникации по методике В. Емельянова.
Примерные вокальные упражнения.
1. Речевые скороговорки, интонируемые на одном звуке;
2. Имитационные упражнения («крик» чаек, «страшная сказка», «скрип» и
т.д.).
3. Дикционные упражнения
4. упражнение на плавное соединение звуков.
Все упражнения на занятиях в подготовительном классе должны
выполняться в игровой, свободной форме и иметь яркую эмоциональную
насыщенность.
К концу года дети могут освоить жанры и формы исполняемых
произведений.
Форма отчетности.
Открытые занятия для родителей, участие в школьных концертах.
Примерный репертуар
Народные песни:
1. Бел. Нар. Песня Сел комарик на дубочек.
2. Русская нар. Песня. Как у наших у ворот.
3. Чешская нар. Песня. Гусята.
4. Чувашская нар. Песня. «Уття», « Нянине- паппине».
Классика:
5. Калиников. Тень – тень.

6. Л. Бетховен. Малиновка.
Современные композиторы:
7. Герчик. У волка день рожденья.
8. С. Соснин. П. Синявский. Перепляс.
9. Струве. Маленькая мама.
10. Г. Эрнесакс. Волгина. Паровоз.
Другие произведения с опорой на тематику в рамках календарнотематического плана МКОУ ДОД «ДМШ с.Соболево» СМР КК.
II ступень обучения :
Цель: развитие вокально - хоровых навыков.
Певческая установка и дыхание.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы, артикуляция при
пении. Навыки пения, сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения.
Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от
характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания
в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром
темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками
«цепного» дыхания.
Звуковедение и дикция.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки).
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их
формирования в различных регистрах. Пение non legato и legato. Нюансы –
mf, mp, p, f.
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении.
Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова
согласных к последующему слогу.
Ансамбль и строй.
Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных
темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение
динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение
задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора,
ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более
сложным ритмическим рисунком.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном
аккомпанементе.
Работа над формированием исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Членение на мотивы, периоды,
предложения, фразы. Определение формы.
Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания.
Различные виды динамики. Многообразие алогических возможностей
исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление
двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в
середине произведения, различные виды фермат.

Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.
К концу года дети овладевают приемами легато при пении, свободным,
спокойным вдохом, навыками пения без сопровождения.
Форма отчетности.
Открытые занятия для родителей, тематические концерты, утренники.
Примерный репертуар.
Народные песни:
Русская нар. Песня. Как по морю.
По ягоды.
Цветики.
Я на камушке сижу.
Русские композиторы:
Аренский. Комар.
Аренский. Расскажи, мотылек.
В. Калинников. Мишка.
Гречанинов. Про теленочка .
Призыв весны.
Дон-дон.
Маки-маковочки.
Римский-Корсаков. Белка (хор из оперы «Сказка о царе Салтане»).
Рыбка – окунечек.
П.Чайковский. Мой садик.
Осень.
Зарубежные композиторы:
Бах. За рекою старый дом.
Бетховен. Малиновка.
Брамс. Колыбельная.
И. Гайдн. Мы дружим с музыкой.
Современные композиторы:
Е. Зарицкая. Где зимуют зяблики.
Н. Казаков. Колыбельная.
Кюи. Майский день.
Щукин. Маленький кузнечик.

Список используемой литературы:
1. Детский голос под ред. В. Шацкой. Москва, 1970.
2. Развитие голоса. Координация и тренинг. В. Емельянов. Санкт- Петербург,
1997.
3. Г. Стулова. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. Москва,
1992.
4. Е. Пиксарская. Вокальный букварь. Москва, 1996.
5. Поет детская хоровая студия «Веснянка». (Составитель Л. Дуганова, Л.
Алдаков. Москва, 2002).

6. Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для
инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ (составитель В.
Попов. Москва, 1988).
7. Хоровой класс. Г. Струве. Москва, 1986.
Ожидаемые результаты:
Исполнение песен различного характера, соблюдение начальных
певческих навыков (певческая установка, правильное дыхание при пении,
пение без напряжения естественным звуком без форсирования с четкой
артикуляцией); выразительное исполнение репертуара.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».