ДООП РЭР Игровое сольфеджио

Муниципальное казённое учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»

Дополнительная общеразвивающая образовательная
программа в области музыкального искусства
«Раннее эстетическое развитие»
по учебному предмету
«Игровое сольфеджио»
для учащихся 4-6 лет
срок реализации 2 года (1,2 ступени)

с. Соболево, 2022г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
школы
Протокол от 31.08. 2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
врио директора МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
И.С. Крылов
31.08.2022г.

Разработчик - преподаватель теоретических дисциплин Унтилова Е.П.

Содержание:
1. Пояснительная записка.
2. Структура программы.
3. Распределение учебного материала по годам обучения;
4.Календарные планы 1,2 -ой ступеней обучения для детей 4 -6
лет.
5.Основные формы и методы работы на уроке.
6.Прогнозируемые результаты.
7.Система контроля и механизм оценки.
8.Список учебно-методической литературы

1.Пояснительная записка
Предмет «Игровое сольфеджио», как один из предметов цикла
музыкально-эстетического воспитания и обучения детей в детской
музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели:
развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного
мышления в музыкальной деятельности, и способствует подготовке детей
дошкольного возраста к продолжению обучения в музыкальной школе по
дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам
в области музыкального искусства и дополнительным общеразвивающим
программам
в
области
музыкального
искусства.
Цели программы:
Обучающая: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему
музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и
слуховых навыков;
Развивающая: развитие познавательных интересов и творческих
способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления;
Воспитательная: формирование средствами музыкального искусства любви
к музыкальным традициям родного края и классическому наследию
мирового музыкального искусства; формирование таких качеств как
настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня
знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для
дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ.
Задачи программы «Игровое сольфеджио» следующие:
• целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых
способностей ученика.
• формирование практических навыков и умения использовать их в
комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах
музицирования.
Особенности данной программы:
Работа с дошкольниками 4-6 лет обуславливает введение в практику новых
методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной
психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В.
Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового
метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно
активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает

глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и
развитию творческого потенциала учащихся.
Программа по учебному предмету "Игровое сольфеджио"направлена на
раннее эстетическое развитие, а так же:
- создание условий для развития личности ребенка
- развитие мотиваций к познанию и творчеству
- приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям
- реализацию задач музыкально воспитания и обучения
- развитие художественных интересов и вкусов
Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает
творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного
материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и
внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися
предполагаемых знаний и практических умений.
2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная
программа для ДМШ рассчитана на двухступенчатый курс обучения детей,
начиная с 4-х летнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ.
В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в
подходящую группу. Специфика программы выстроена таким образом, что
поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный
материал, формы и режим работы. Практика показала, что количество детей
в группе не должно превышать 8 человек. Занятия по предмету « Игровое
сольфеджио» проводятся один раз в неделю с 1-4 сентября по 25-28 мая.
Ступени
Количество
Количество
обучения
часов в неделю
часов в год
1
1
33
2
1
33
Учитывая возраст детей и уровень учебного материала, для успешного
освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной
помощью педагога каждому ребенку. Желательная продолжительность
урока:
для первой ступени обучения – 20 минут (учащиеся от 4-х до 5,5 лет);
для второй ступени обучения – 30 минут (учащиеся, планирующие в
следующем году поступление в 1 класс общеобразовательной школы).
Прим.: повторение 2-й ступени обучения возможно по желанию
родителей (письменное заявление).
Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие
музыкальных способностей. В процессе обучения дошкольника нужно
учитывать законы становления личности, возрастные особенности.
Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного
мышления, воображения, воли, внимания и т. д. Верное педагогическое,

воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает
эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости.
Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольника
обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие
ребенка к активной деятельности.
Из вышесказанного вырастает первый методический принцип, лежащий в
основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих
интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого
взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в
большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием
(сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций).
С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип —
первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего
восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной
деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит
теоретическое
осмысление
музыкальных
явлений,
«рождается»
теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический
принцип — от частного к общему.
Четвертый принцип — концентрический метод обучения, понимаемый как
необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне.
Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным
проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно
методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и
потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и
слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное
движение в развитии музыкальных способностей.
С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при
обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и
принцип «от простого к сложному».
Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его
применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только
содержание, но и форму каждого урока.
Структуру программы определяют следующие направления:
- Музыкальная грамота
- Формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства;
- Воспитание чувства метроритма;
- Творческие задания.
3. Распределение учебного материала по годам обучения.
1 ступень обучения.
Музыкальная грамота.

Понятие высоты звука.
Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти.
Обозначение темпа: быстро –медленно.
Обозначение динамики: форте и пиано.
Мажор и минор.
Характер музыкального произведения. Пауза.
Ознакомление с различными музыкальными инструментами.
Музыкальные жанры: песня, танец, марш.
Формирование вокально-интонационных навыков.
Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному
звучанию. Упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание.
Овладение упражнениями «вдох – выдох». Пропевание несложных мотивов и
песенок.
Воспитание чувства метроритма.
Временное понятие кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков.
Обозначение кратких и долгих звуков – восьмые и четверти. Остинатное
движение ровными длительностями в песенках и ритмическом
аккомпанементе. Чередование восьмых и четвертей в песенках и
ритмическом аккомпанементе.
Понятие скорости музыкального движения – темп. Быстрый темп и
медленный темп.
Пауза – остановка движения. Использование движения рук для показа
длительностей и паузы.
Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента.
Творческие задания.
Двигательная импровизация, соответствующая характеру и образу
произведения. Инструментальное музицирование.
4. Календарный план 1-ой ступени обучения:
Месяц
Темы
Сентябрь Понятие высоты звука, упражнения на правильное вокальное
и речевое дыхание. Дикционные упражнения.
Октябрь Понятие коротких и длинных звуков. Восьмые и четверти.
Обозначение скорости (темпа) движения: быстро - медленно.
Динамика: форте и пиано.
Ноябрь
Ступени в музыке. Что такое песня. Пропевание мотивов по
пособию.
Декабрь Мажор и минор. Характер музыкального произведения.
Двигательная импровизация соответствующая
характеру музыки. Пауза.
Январь
Песня – танец – марш. Приёмы инструментального
музицирования.
Февраль Закрепление тем. Пение песенок по пособию.

Март

Чередование восьмых и четвертей. Ритмические рисунки
(чтение и показ руками).

Месяц
Апрель

Темы
Ознакомление с различными инструментами. Пение с
ритмическим аккомпанементом. Ритмическая импровизация.
Май
Усвоение пройденного в течение учебного года.
2-я ступень обучения.
Музыкальная грамота
Ключи. Скрипичный ключ. Штрихи – стаккато и легато. Пьесы и песенки на
2 и 3 движения. Менуэты, вальсы, марши, польки.
Осознание всего семиступенного звукоряда. Гамма как принцип следования
звуков по порядку в пределах октавы. Запись нот 1 –ой октавы на линейках.
Движение мелодии по трезвучию. Мажорное и минорное трезвучия в
песенках и на слух. Жанры русских народных песен: хоровые, хороводные,
колядки, плясовые. Мелодия и аккомпанемент.
Формирование вокально-интонационных навыков
Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание
гласных звуков. Приёмы стаккато и легато в распевании и песенках.
Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и
определении на слух. Песенки- эхо. Освоение семиступенного звукоряда в
диапазоне октавы. Расширение диапазона.
Воспитание чувства метроритма
Понятие и восприятие двухдольности и трёхдольности через двигательное
ощущение. Двигательные упражнения, дифференцированные метром и
жанром. Восьмые, четверти и паузы в песенках и ритмических упражнениях.
Усложнение ритмического рисунка. Определение ритма стихотворения.
Упражнение «ритмическое эхо». Усложнение ритмического аккомпанимента.
Творческие задания
Сочинение рассказов из предложенных слов и ситуаций. Разыгрывание
народных песенок. Двигательная импровизация. Сочинение песенок вместе с
педагогом.
Календарный план 2 ступени обучения.
Месяц
Темы
Сентябрь Повторение пройденного в течение первого года обучения.
Особенно обратить внимание на темы: ступеньки лада;
восьмые – четверти; быстро – медленно; форте – пиано.
Октябрь Контраст в музыке.

Тембры. Продолжаем знакомство с различными
инструментами.
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Скрипичный ключ. Стаккато и легато. Мелодия и
аккомпанемент.
Пьесы на 2 и 3 движения. менуэты, вальсы, польки, марши.
Песенки на 2 и 3 движения (с имитацией дирижирования).
Усложнение ритмических рисунков в песенках.
Осознание всего звукоряда. Гамма. Использование всех
ступенек в песенном материале
Где «живут» ноты? Учимся писать ноты на нотных линейках
Весенние народные песенки: заклички, хороводные,
плясовые.
Усвоение и закрепление пройденного материала.

5.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ
• Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)
- Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций,
наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения)
- Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам)
- Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем
ошибки)
- Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических
игр)
- Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса,
таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости
и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой,
справочниками, словарями)
• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию)
- Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности)
- Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения
поставленной задаче совместно с педагогом.
• Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
- Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся)
- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы)

- Групповой (организация работ в группах)
- Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)
ПРАКТИКУЕМЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
- Традиционный урок с игровыми моментами.
- Открытый урок с присутствием родителей
6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- научатся различным приемам работы;
- научатся следовать устным инструкциям;
- разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический
вкус, творческие способности и фантазию;
- овладеют трудовыми навыками;
- улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и
работы в коллективе.
- освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности:
музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), метр,
нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы,длительности,ди
намические оттенки: форте, пиано.
- овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое
дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам),
распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у»
«и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование
простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение
попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение
несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение
несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых
тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности.
- разовьют музыкально-слуховые представления: определение
эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных
жанров (песня, танец, марш).
- обогатят свой словарно-понятийный запас.
- разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен,
запоминание и угадывание ранее выученных попевок.
- овладеют видами деятельности:
а) учебно-исполнительской
• пение песен с гармоническим сопровождением педагога;
• исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному
музыкальному произведению;
б) учебно-теоретической:
• умение различать музыкальные и шумовые звуки; лады музыки
(мажор и минор), регистры; владеть правописанием скрипичного
ключа и нот первой октавы.
• выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания.
в) культурно-просветительской:

• участие в концертах, представлениях;
• выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на
инструментах шумового оркестра;
• демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими
преподавателями на открытых уроках.
7. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и
позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по
следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные
умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал.
Формы контроля включают:
- Фронтальный опрос
- Беглый текущий опрос
- Систематическая проверка домашнего задания
- Контрольные уроки в конце каждой четверти
- устное тестирование на закрепление теоретических знаний
Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся
на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в
привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере
своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки,
приобретенные им в процессе обучения.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

8.Список учебно - методической литературы
И.Е.Домогацкая. Программа по предмету «Развитие музыкальных
способностей у детей 3-5 лет; М.; Классика –XXI, 2004г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1
класса ДМШ. – М. 1989г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2
класса ДМШ. – М. 1989г.
Фромм А. Азбука для родителей. СПб., 1991г.
Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для
подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г.
Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г.
Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г.
Огороднова–Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио.
Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ.СПб.,2008г.
Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир.- М., 1991г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».