Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа с. Соболево» Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Раннее эстетическое развитие» по учебному предмету «Игровое сольфеджио» для учащихся 4-6 лет срок реализации 2 года (1,2 ступени) с. Соболево, 2022г. «Одобрено» Педагогическим советом школы Протокол от 31.08. 2022 г. № 1 «УТВЕРЖДАЮ» врио директора МКУДО «ДМШ с. Соболево» И.С. Крылов 31.08.2022г. Разработчик - преподаватель теоретических дисциплин Унтилова Е.П. Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Структура программы. 3. Распределение учебного материала по годам обучения; 4.Календарные планы 1,2 -ой ступеней обучения для детей 4 -6 лет. 5.Основные формы и методы работы на уроке. 6.Прогнозируемые результаты. 7.Система контроля и механизм оценки. 8.Список учебно-методической литературы 1.Пояснительная записка Предмет «Игровое сольфеджио», как один из предметов цикла музыкально-эстетического воспитания и обучения детей в детской музыкальной школе, направлен на достижение общей глобальной цели: развитие личности ученика в процессе воспитания его художественного мышления в музыкальной деятельности, и способствует подготовке детей дошкольного возраста к продолжению обучения в музыкальной школе по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства и дополнительным общеразвивающим программам в области музыкального искусства. Цели программы: Обучающая: овладение знаниями и умениями необходимыми начинающему музыканту в освоении вокально - интонационных, метроритмических и слуховых навыков; Развивающая: развитие познавательных интересов и творческих способностей, внимания, памяти, логического и творческого мышления; Воспитательная: формирование средствами музыкального искусства любви к музыкальным традициям родного края и классическому наследию мирового музыкального искусства; формирование таких качеств как настойчивость, трудолюбие, усидчивость в достижении оптимального уровня знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для дальнейшего эффективного обучения в начальных классах ДМШ. Задачи программы «Игровое сольфеджио» следующие: • целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей ученика. • формирование практических навыков и умения использовать их в комплексе при исполнении музыкального материала, в творческих формах музицирования. Особенности данной программы: Работа с дошкольниками 4-6 лет обуславливает введение в практику новых методик в области дошкольной музыкальной педагогики, возрастной психологии. С учетом теории развивающего обучения (Б. Эльконин, В. Занков) работа с дошкольниками строиться на основе проблемно-поискового метода и создания игровой мотивации, что позволяет значительно активизировать учебную и творческую деятельность учащихся, увеличивает глубину усвояемости учебного материала, способствует выявлению и развитию творческого потенциала учащихся. Программа по учебному предмету "Игровое сольфеджио"направлена на раннее эстетическое развитие, а так же: - создание условий для развития личности ребенка - развитие мотиваций к познанию и творчеству - приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям - реализацию задач музыкально воспитания и обучения - развитие художественных интересов и вкусов Необходимо подчеркнуть, что работа по данной программе предполагает творческий подход и гибкий, вариативный способ выстраивания учебного материала; возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из степени усвоения учащимися предполагаемых знаний и практических умений. 2. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ В отличие от уже существующих программ предмета «Сольфеджио», данная программа для ДМШ рассчитана на двухступенчатый курс обучения детей, начиная с 4-х летнего возраста и до поступления в начальные классы ДМШ. В зависимости от возраста поступающего ребенка-новичка определяют в подходящую группу. Специфика программы выстроена таким образом, что поступившие в группу учеников новички легко и быстро осваивают учебный материал, формы и режим работы. Практика показала, что количество детей в группе не должно превышать 8 человек. Занятия по предмету « Игровое сольфеджио» проводятся один раз в неделю с 1-4 сентября по 25-28 мая. Ступени Количество Количество обучения часов в неделю часов в год 1 1 33 2 1 33 Учитывая возраст детей и уровень учебного материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Желательная продолжительность урока: для первой ступени обучения – 20 минут (учащиеся от 4-х до 5,5 лет); для второй ступени обучения – 30 минут (учащиеся, планирующие в следующем году поступление в 1 класс общеобразовательной школы). Прим.: повторение 2-й ступени обучения возможно по желанию родителей (письменное заявление). Само понятие музыкальное воспитание шире, чем только развитие музыкальных способностей. В процессе обучения дошкольника нужно учитывать законы становления личности, возрастные особенности. Содержанием музыкального воспитания является также развитие образного мышления, воображения, воли, внимания и т. д. Верное педагогическое, воздействие средствами музыкального искусства формирует и развивает эмоциональную сферу ребенка, возбуждая эмоции интереса и радости. Положительный эмоциональный настрой в обучении дошкольника обязателен, как обязательны игровые, увлекательные формы, побуждающие ребенка к активной деятельности. Из вышесказанного вырастает первый методический принцип, лежащий в основе данной программы: взаимодействие средств, активизирующих интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Необходимость этого взаимодействия обусловлена самой особенностью восприятия, которое в большей или меньшей степени связано с мышлением, памятью, вниманием (сфера интеллекта) и имеет эмоциональную окраску (сфера эмоций). С этой особенностью восприятия связан и второй методический принцип — первичность накопления музыкальных впечатлений (принцип опережающего восприятия), которые затем ложатся в основу активной музыкальной деятельности. И лишь на заключительном этапе этого процесса происходит теоретическое осмысление музыкальных явлений, «рождается» теоретическое понятие. С этим подходом связан третий методический принцип — от частного к общему. Четвертый принцип — концентрический метод обучения, понимаемый как необходимость, постоянного возвращения к пройденному на новом уровне. Использование этого метода позволяет возвращаться к пройденным проблемам на новом музыкальном материале, что прямо противоположно методу «прохождения» (и благополучного забывания) тем. Это важно еще и потому, что предмет сольфеджио требует постоянной тренировки памяти и слуха в определенных направлениях, без этого невозможно поступательное движение в развитии музыкальных способностей. С концентрическим методом связаны еще два важных (особенно при обучении дошкольников) методических подхода: принцип повторяемости и принцип «от простого к сложному». Учитывая важность каждого методического подхода и особенностей его применения на начальном этапе, следует тщательно продумывать не только содержание, но и форму каждого урока. Структуру программы определяют следующие направления: - Музыкальная грамота - Формирование вокально-интонационных навыков ладового чувства; - Воспитание чувства метроритма; - Творческие задания. 3. Распределение учебного материала по годам обучения. 1 ступень обучения. Музыкальная грамота. Понятие высоты звука. Временное понятие звука, его долгота. Восьмые и четверти. Обозначение темпа: быстро –медленно. Обозначение динамики: форте и пиано. Мажор и минор. Характер музыкального произведения. Пауза. Ознакомление с различными музыкальными инструментами. Музыкальные жанры: песня, танец, марш. Формирование вокально-интонационных навыков. Подготовка голосового и артикуляционного аппарата к правильному звучанию. Упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание. Овладение упражнениями «вдох – выдох». Пропевание несложных мотивов и песенок. Воспитание чувства метроритма. Временное понятие кратких (коротких) и долгих (длинных) звуков. Обозначение кратких и долгих звуков – восьмые и четверти. Остинатное движение ровными длительностями в песенках и ритмическом аккомпанементе. Чередование восьмых и четвертей в песенках и ритмическом аккомпанементе. Понятие скорости музыкального движения – темп. Быстрый темп и медленный темп. Пауза – остановка движения. Использование движения рук для показа длительностей и паузы. Овладение навыками ритмического инструментального аккомпанемента. Творческие задания. Двигательная импровизация, соответствующая характеру и образу произведения. Инструментальное музицирование. 4. Календарный план 1-ой ступени обучения: Месяц Темы Сентябрь Понятие высоты звука, упражнения на правильное вокальное и речевое дыхание. Дикционные упражнения. Октябрь Понятие коротких и длинных звуков. Восьмые и четверти. Обозначение скорости (темпа) движения: быстро - медленно. Динамика: форте и пиано. Ноябрь Ступени в музыке. Что такое песня. Пропевание мотивов по пособию. Декабрь Мажор и минор. Характер музыкального произведения. Двигательная импровизация соответствующая характеру музыки. Пауза. Январь Песня – танец – марш. Приёмы инструментального музицирования. Февраль Закрепление тем. Пение песенок по пособию. Март Чередование восьмых и четвертей. Ритмические рисунки (чтение и показ руками). Месяц Апрель Темы Ознакомление с различными инструментами. Пение с ритмическим аккомпанементом. Ритмическая импровизация. Май Усвоение пройденного в течение учебного года. 2-я ступень обучения. Музыкальная грамота Ключи. Скрипичный ключ. Штрихи – стаккато и легато. Пьесы и песенки на 2 и 3 движения. Менуэты, вальсы, марши, польки. Осознание всего семиступенного звукоряда. Гамма как принцип следования звуков по порядку в пределах октавы. Запись нот 1 –ой октавы на линейках. Движение мелодии по трезвучию. Мажорное и минорное трезвучия в песенках и на слух. Жанры русских народных песен: хоровые, хороводные, колядки, плясовые. Мелодия и аккомпанемент. Формирование вокально-интонационных навыков Артикуляционные упражнения на правильное произнесение и пропевание гласных звуков. Приёмы стаккато и легато в распевании и песенках. Поступенное движение вверх и вниз в вокальном интонировании и определении на слух. Песенки- эхо. Освоение семиступенного звукоряда в диапазоне октавы. Расширение диапазона. Воспитание чувства метроритма Понятие и восприятие двухдольности и трёхдольности через двигательное ощущение. Двигательные упражнения, дифференцированные метром и жанром. Восьмые, четверти и паузы в песенках и ритмических упражнениях. Усложнение ритмического рисунка. Определение ритма стихотворения. Упражнение «ритмическое эхо». Усложнение ритмического аккомпанимента. Творческие задания Сочинение рассказов из предложенных слов и ситуаций. Разыгрывание народных песенок. Двигательная импровизация. Сочинение песенок вместе с педагогом. Календарный план 2 ступени обучения. Месяц Темы Сентябрь Повторение пройденного в течение первого года обучения. Особенно обратить внимание на темы: ступеньки лада; восьмые – четверти; быстро – медленно; форте – пиано. Октябрь Контраст в музыке. Тембры. Продолжаем знакомство с различными инструментами. Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Скрипичный ключ. Стаккато и легато. Мелодия и аккомпанемент. Пьесы на 2 и 3 движения. менуэты, вальсы, польки, марши. Песенки на 2 и 3 движения (с имитацией дирижирования). Усложнение ритмических рисунков в песенках. Осознание всего звукоряда. Гамма. Использование всех ступенек в песенном материале Где «живут» ноты? Учимся писать ноты на нотных линейках Весенние народные песенки: заклички, хороводные, плясовые. Усвоение и закрепление пройденного материала. 5.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ • Методы, в основе которых лежит способ организации занятий: - Словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция) - Наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений; использование пособий; показ педагогом образца выполнения) - Практический (выполнение задания по инструкциям, образцам, карточкам) - Проблемно-поисковый (поиск учеником намеренно допущенной учителем ошибки) - Метод игровой мотивации (использование многочисленных дидактических игр) - Научный метод (использование тестов, карточек индивидуального опроса, таблиц и графиков; анализ результатов, прогнозирование роста успеваемости и усвояемости учебного материала, опыт работы с научной литературой, справочниками, словарями) • Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - Объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию) - Репродуктивный (ученики воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности) - Частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске решения поставленной задаче совместно с педагогом. • Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: - Фронтальный (одновременная работа со всей группой учащихся) - Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы) - Групповой (организация работ в группах) - Индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем) ПРАКТИКУЕМЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ - Традиционный урок с игровыми моментами. - Открытый урок с присутствием родителей 6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате обучения по данной программе учащиеся: - научатся различным приемам работы; - научатся следовать устным инструкциям; - разовьют внимание, мышление, воображение, художественно-эстетический вкус, творческие способности и фантазию; - овладеют трудовыми навыками; - улучшат коммуникативные способности и приобретут навыки общения и работы в коллективе. - освоят теоретические знания по всем видам музыкальной деятельности: музыкальные и шумовые звуки, регистры, лады (мажор и минор), метр, нотоносец, скрипичный ключ, ноты первой октавы,длительности,ди намические оттенки: форте, пиано. - овладеют специальными умениями и навыками: правильное певческое дыхание (спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания по фразам), распевное и связное пение, правильное формирование гласных «а» «о» «у» «и», вырабатывание хорошей артикуляции и ясной дикции; интонирование простейших попевок на одном-двух звуках, в пределах тетрахорда, пение попевок для развития диапазона и ощущения звуковысотности, пение несложных песен со словами с гармонической поддержкой педагога, пение несложных упражнений по нотам, основанных на тонико-доминантовых тяготениях, транспонирование простейших попевок в знакомые тональности. - разовьют музыкально-слуховые представления: определение эмоционального характера музыкального произведения, анализ музыкальных жанров (песня, танец, марш). - обогатят свой словарно-понятийный запас. - разовьют такие качества, как память и слух: выучивание стихов и песен, запоминание и угадывание ранее выученных попевок. - овладеют видами деятельности: а) учебно-исполнительской • пение песен с гармоническим сопровождением педагога; • исполнение ритмических аккомпанементов к прослушанному музыкальному произведению; б) учебно-теоретической: • умение различать музыкальные и шумовые звуки; лады музыки (мажор и минор), регистры; владеть правописанием скрипичного ключа и нот первой октавы. • выкладывать карточками знакомые ритмические сочетания. в) культурно-просветительской: • участие в концертах, представлениях; • выступление на утренниках и праздниках с песнями, игрой на инструментах шумового оркестра; • демонстрация своих умений и навыков перед родителями и другими преподавателями на открытых уроках. 7. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам: система теоретических знаний, специальные умения и навыки, исполнительский и общий творческий потенциал. Формы контроля включают: - Фронтальный опрос - Беглый текущий опрос - Систематическая проверка домашнего задания - Контрольные уроки в конце каждой четверти - устное тестирование на закрепление теоретических знаний Все виды контроля позволяют оценивать знания, умения и навыки учащихся на каждом этапе обучения и дают возможность учащемуся находиться в привычных для него условиях, что способствует раскрытию в полной мере своих способностей, а также позволяет продемонстрировать навыки, приобретенные им в процессе обучения. • • • • • • • • • • 8.Список учебно - методической литературы И.Е.Домогацкая. Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей у детей 3-5 лет; М.; Классика –XXI, 2004г. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947г. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 1 класса ДМШ. – М. 1989г. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для 2 класса ДМШ. – М. 1989г. Фромм А. Азбука для родителей. СПб., 1991г. Металлиди Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебник для подготовительного класса ДМШ. – М. 1989г. Андреева М. От примы до октавы. – М., 1976г. Баева Н. Зебряк Т. Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ. – М., 1975г. Огороднова–Духанина Т. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов ДМШ.СПб.,2008г. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир.- М., 1991г.