ДООП Гитара

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА С. СОБОЛЕВО»

Дополнительная общеразвивающая
общеобразовательная программа в области
музыкального искусства
«Гитара»
Для учащихся, поступающих в ДМШ
в возрасте (6,5-15) лет
Срок реализации программы 3-4 года

с. Соболево
2022г.

«Одобрено»
Педагогическим советом
школы
Протокол от 31.08.2022 г. № 1

«УТВЕРЖДАЮ»
врио директора МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
И.С. Крылов
31.08.2022г.

Разработчик - преподаватель по классу гитары Крылов И.С.

Содержание:
1. Пояснительная записка;
2. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Гитара»
3. Учебный план дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Гитара»
4. Программы учебных предметов дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Гитара»
5. Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
результатов освоения дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Гитара» обучающимися;

1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
в области музыкального искусства «Гитара» соответствует условиям
реализации и сроку обучения по этой программе.
Занятия по программе
«Гитара» в детских школах проводятся в
соответствии с действующими учебными планами.
В работе над репертуаром преподаватель должен учитывать, что
большинство произведений предназначено для публичного исполнения, а
остальные – для работы в классе или ознакомления. Следовательно,
преподаватель может устанавливать степень завершенности исполнения
учеником того или иного произведения. Вся работа над репертуаром
фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок,
проводимый в форме индивидуальных и групповых занятий. Настоящая
рабочая программа отражает возможность индивидуального подхода к
каждому ученику. В одном и том же классе экзаменационная программа
может значительно отличаться по уровню трудности. Количество
музыкальных произведений, рекомендуемых для изучения в каждом классе,
дается в годовых требованиях.
Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся.
Образовательная программа направлена на:
 духовное и интеллектуальное развитие личности ребёнка, на детей
наделенных различными музыкальными способностями, чтобы ребенок,
развивал свои
музыкальные
способности, мог овладеть
первоначальными навыками инструментального искусства, научиться
посредством
инструмента
передавать внутреннее эмоциональное
состояние.
 приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
 выявление музыкально одаренных детей и создание наиболее
благоприятных условий для совершенствования их способностей;
 формирование в процессе обучения познавательной активности,
 умения приобретать и творчески применять полученные знания в
содержательном досуге и в процессе активной самостоятельной работы.
 взаимодействие преподавателя с семьёй обучающегося;
 адаптацию детей к жизни в общества:
 формирование общей культуры;

Данная программа позволит приобщить к достижениям мировой
культуры, традициям, культурно- национальным особенностям региона
детей разного уровня способностей освоить предложенную программу,
которой свойственна вариативность и гибкий подход к способностям и
возможностям учащихся.
В программе представлена структура индивидуального педагогического
воздействия на формирование творческих
навыков обучающихся
последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Программа
ориентирована на развитие творческого потенциала и
музыкальных способностей учащихся различных возрастных групп;
В программе представлена структура индивидуального педагогического
воздействия на формирование творческих навыков обучающихся
последовательности, сопровождающей систему практических занятий.
Цель программы – способствовать музыкально-эстетическому воспитанию
обучающихся, расширению их общего музыкального кругозора, воспитанию и
формированию музыкального вкуса, развитию музыкального слуха, музыкальной
памяти, мышления, творческих навыков. Формирование музыкальной культуры
обучающихся,
накопление слухового опыта, формирование потребности
познавательной деятельности
Задачи:
- Целенаправленное систематическое развитие музыкально-слуховых способностей
обучающихся, музыкального мышления и музыкальной памяти, как основу для
практических навыков;
- Воспитание основ аналитического восприятия, осознания некоторых
закономерностей организации музыкального языка;
- Формирование практических навыков и умение использовать их в комплексе, при
исполнении музыкального материала;
Выработка у обучающихся слуховых представлений;
- создание комфортных условий для художественного образования, эстетического
воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на гитаре, позволяющих
исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности, стилевыми традициями, особенностями композиторской
индивидуальности;
- создание теоретико-практической основы для приобретения учащимися опыта
исполнительской практики;
- воспитание у детей культуры и опыта сольного и ансамблевого исполнительства и
музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности (концертной, конкурсной);

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира (в том
числе с включением регионального компонента);
- формирование навыков самостоятельной работы по знакомству, изучению и
постижению музыкального искусства;
НЕОБХОДИМО:

 Формировать слушательские умения и навыки обучающихся;
 Поддерживать познавательный интерес обучающихся;
 Формировать в них готовность и способность к самостоятельному
духовному постижению художественных ценностей.
 Учебный процесс направить на создание условий для развития
личности
учащегося,
творческой
самореализации,
обеспечение
эмоционального благополучия ребёнка.
При разработке программ использованы Типовые учебные планы
ДМШ (Музыкального отделения школы искусств) утверждённые
приказом Министерства культуры
СССР от 25.05.87г. №242 и
примерные
учебные
планы
образовательных
программ
дополнительного образования детей по видам музыкального искусства
для ДМШ и ДШИ Министерства Культуры РФ.Разработчики:
А.С.Цодокова, Е.И. Гудова, И.Е. Домогацкая изд. г.Москва 2001г.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающуй общеобразовательной программы в области
музыкального искусства
«Гитара»
Реализация дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства «Гитара» обеспечивает
формирование и развитие общекультурных компетенций учащихся.
В
результате
освоения
программы
происходит
целостное
художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в
процессе
освоения
образовательной
программы
музыкальноисполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.
Планируемым
результатом
освоения
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Гитара» является приобретение обучающимися
следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области музыкального исполнительства обучающийся должен
ознакомиться с:
- характерными особенностями
стилистическими направлениями;
- музыкальной терминологией;

музыкальных

жанров,

основными

- исполнением музыкальных произведений как сольно, так и при игре в
ансамбле на достаточном художественном уровне в соответствии со
стилевыми особенностями;
- музыкальными произведениями различных жанров и стилей;
- техническими трудностями при разучивании музыкального произведения;
- навыками чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- навыками подбора по слуху и транспонирования, импровизации и
сочинения в простых формах;
- первичными навыками в области теоретического и исполнительского
анализа исполняемых произведений;
- навыками публичных выступлений;
в области «Теории
освоить:

и

истории

музыки»

обучающийся должен

- музыкальную грамоту и основы теории музыки;
- основные этапы жизненного и творческого пути отечественных и
зарубежных композиторов, а также созданные ими музыкальные
произведения;
- первичные знания в области строения классических простых и сложных
музыкальных форм;
- полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных
произведений на инструменте;
- музыкальные произведения, музыкально-исторические события, в форме
ведения бесед, дискуссий, рассказов;
- навыки восприятия элементов музыкального языка;
- вокально-интонационные навыки и слуховые представления;
- навыки вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем
группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с
листа;
- навыки анализа музыкального произведения (анализ музыкального
синтаксиса, особенностей стиля и жанра, мелодический и гармонический
анализ);
- навыки восприятия музыкальных произведений различных стилей и
жанров, созданных в разные исторические периоды;
- навыки записи музыкального текста по слуху (одноголосного);

- навыки метрических и ритмических закономерностей музыкального текста;
- построение интервалов и аккордов;
- группировку длительностей;
- элементарный анализ нотного текста;
В дополнительную общеразвивающую общеобразовательную
программу в области музыкального искусства «Гитара» входят
следующие учебные предметы, относящиеся к предметной области
«Музыкальное исполнительство:
- музыкальный инструмент: гитара;
- коллективное музицирование: инструментальный ансамбль;
-предмет по выбору: общее фортепиано;

Учебные предметы, относящиеся к предметной области «Теория и
история музыки»:
- сольфеджио,
- слушание музыки,
- музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
В результате освоения программы «Гитара» по учебному предмету
«Гитара» учащиеся должны освоить:
- комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий использовать многообразные возможности инструмента,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- Гитарный репертуар, включающий произведения разных стилей и
жанров (полифонические произведения, пьесы, этюды, инструментальные
миниатюры);
- художественно-исполнительские возможности гитары;
- профессиональную терминологию;
- чтение с листа;
- навыки слухового контроля;
- навыки музыкально-исполнительских средств выразительности;
- анализ исполняемых произведений;
- различные виды техники исполнительства;

- методику разучивания музыкальных произведений и приемах работы
над исполнительскими трудностями;
- навыки репетиционно - концертной работы.
По учебному предмету по выбору «Инструментальный ансамбль»:
- ансамблевый репертуар различных отечественных и зарубежных
композиторов;
- основные направления камерно-ансамблевой музыки;
навыки
ансамблевого
исполнительства,
обусловленные
художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения.
По учебному предмету «Инструментальный ансамбль»:
- особенности оркестровых партитур, художественно-исполнительские
возможности инструментального коллектива;
- профессиональную терминологию;
- навыки коллективного инструментального
исполнительского
творчества, в том числе отражающего взаимоотношения между солистом и
инструментальным коллективом;
- навыки исполнения авторских, народных инструментальных и
ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки;
- навыки исполнения партий в составе инструментального ансамбля.
По учебному предмету «Сольфеджио»:
- комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у
обучающегося художественного вкуса;
- музыкальные стили и жанры;
- теоретические понятия и термины;
- сольфеджирование одноголосных, двухголосных музыкальных
примеров;
- музыкальные построения средней трудности с использованием
навыков слухового анализа;
Необходимо:
- слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
- осуществлять анализ элементов музыкального языка;
- обладать навыками использования элементов музыкального языка в
практической деятельности (исполнение на инструменте, запись по слуху и
т.п.).
По учебному предмету «Слушание музыки»:

- иметь первоначальные знания о музыке, как виде искусства, ее
основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах,
исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
- проявлять способность к эмоциональному сопереживанию в процессе
восприятия музыкального произведения
- уметь проанализировать и рассказать о своем впечатлении от
прослушанного музыкального произведения;
- уметь провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного
опыта или произведениями других видов искусств.
По учебному предмету «Музыкальная литература» (зарубежная,
отечественная):
- первичные факты о роли и значении музыкального искусства в
системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- творческие биографии зарубежных и отечественных композиторов
согласно программным требованиям, этапы жизненного пути;
- в соответствии с программными требованиями музыкальные
произведения зарубежных и отечественных композиторов различных
исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до
современности;
- навыки выполнения теоретического анализа музыкального
произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных,
метрических и ритмических, ладовых особенностей;
основные исторические периоды развития зарубежного и
отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств основные стилистические направления, жанры;
- особенности национальных традиций, фольклорных истоков музыки;
- профессиональную музыкальную терминологию;
Необходимо:
определять на слух фрагменты того или иного изученного
музыкального произведения;
- уметь выражать понимание музыкального произведения и свое
отношение к нему;
- уметь обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

3. Учебные планы
дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства
«Гитара»

УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ
дополнительной общеразвивающей общеобразовательной
программы в области музыкального искусства
«Гитара»
«ГИТАРА»
в возрасте 9-15 лет
Срок обучения 3 года

№
п/п

Наименование
предмета

Итоговая
аттестация
проводится
в классах

Количество
уроков в
неделю
1

2

3

1.

Музыкальный инструмент
(гитара)

2

2

2

3

2.

Коллективное
музицирование
(инструментальный
ансамбль)

1

1

1

3

4.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

3

5.

Музыкальная литература

-

1

1

6.

Предмет по выбору

1

1

1

7.

Всего:

5,5

6,5

6,5



ДМШ в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать
количество часов указанных дисциплин учебного плана.
 Выпускники 3 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
 Предметы, по которым проводится итоговая аттестация, определяются школой
самостоятельно с учётом индивидуального подхода.
 Предмет по выбору: занятия аккомпанементом, другой музыкальный инструмент.
 Итоговая аттестация проводится в классах согласно программам, предусмотренным для
класса гитары.
ПРИМЕЧАНИЕ:



Младшими классами следует считать 1, 2, старшими – 3 класс.
Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, коллективному
музицированию в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав
групп по указанным предметам от 2-5 человек (для малокомплектных школ по решению
педагогического совета школы)



В пределах имеющихся средств, школа может предусматривать репетиционные часы для
подготовки концертов и других мероприятий, направленных на совершенствование
образовательного процесса.
 Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в
пределах установленной нормы.
В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы преподавательской
работы по предметам по выбору, а также часы работы концертмейстерам:



Для проведения занятий по предметам: инструментальный ансамбль из расчёта 100%
общего количества часов, отведенных на каждый предмет.
Предметом по выбору следует считать другой музыкальный инструмент.
«ГИТАРА»
в возрасте 9-16 лет
Срок обучения 4 года

№
п/п

Наименование
предмета

Количество уроков в
неделю

1

2

3

4

Итоговая
аттестация
проводится
в классах

1.

Музыкальный инструмент
(гитара)

2

2

2

2

4

2.

Коллективное
музицирование
(инструментальный
ансамбль)

1

1

1

3

4

4.

Сольфеджио

1,5

1,5

1,5

1,5

4

5.

Музыкальная литература

-

1

1

1

6.

Предмет по выбору

1

1

1

1

7.

Всего:

5,5

6,5

6,5

8,5



ДМШ в пределах имеющихся средств могут расширять перечень предметов и увеличивать
количество часов указанных дисциплин учебного плана.
 Выпускники 4 класса считаются окончившими полный курс образовательного учреждения.
 Предметы, по которым проводится итоговая аттестация, определяются школой
самостоятельно с учётом индивидуального подхода.
 Предмет по выбору: занятия аккомпанементом, другой музыкальный инструмент.
 Итоговая аттестация проводится в классах согласно программам, предусмотренным для
класса гитары.
ПРИМЕЧАНИЕ:



Младшими классами следует считать 1, 2, старшими – 3,4 классы.
Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе, коллективному
музицированию в школах с контингентом учащихся менее 100 человек допускается состав
групп по указанным предметам от 2-5 человек (для малокомплектных школ по решению
педагогического совета школы)



В пределах имеющихся средств, школа может предусматривать репетиционные часы для
подготовки концертов и других мероприятий, направленных на совершенствование
образовательного процесса.
 Общее количество групп по названным дисциплинам не должно превышать их числа в
пределах установленной нормы.
В целях выполнения учебного плана необходимо предусмотреть часы преподавательской
работы по предметам по выбору, а также часы работы концертмейстерам:



Для проведения занятий по предметам: инструментальный ансамбль из расчёта 100%
общего количества часов, отведенных на каждый предмет.
Предметом по выбору следует считать другой музыкальный инструмент.

4.Перечень программ учебных предметов по дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программе в области
музыкального искусства «Гитара»
Программы учебных предметов, относящихся к предметной области
«Музыкальное исполнительство»:
1. Программа учебного предмета «Гитара»
2. Программа учебного предмета по выбору «Фортепиано»
3. Программа учебного предмета «Хор» (коллективное музицирование)
4. Программа учебного предмета «Инструментальный ансамбль»
Программы учебных предметов, относящихся к предметной области
«Теория и история музыки»:
1. Программа учебного предмета «Сольфеджио»
2. Программа учебного предмета «Слушание музыки»
3. Программа учебного предмета «Музыкальная литература (зарубежная,
отечественная)»

5.Система и критерии оценок промежуточной и итоговой
аттестации результатов освоения обучающимися дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы в области
музыкального искусства «Гитара»
Оценка качества реализации дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы в области музыкального искусства
«Гитара» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную
и итоговую аттестацию обучающихся.Итоговая аттестация, текущий и
промежуточный контроль
системе оценок текущего
аттестации обучающихся
В качестве средств

осуществляется на основании «Положения о
контроля, промежуточной и итоговой
МКОУДОД «ДМШ с. Соболево» СМР КК.
текущего контроля успеваемости могут быть

использованы контрольные работы, устные опросы (как индивидуальные, так
и

фронтальные),

письменные

работы,

тестирование,

викторины,

академические концерты, прослушивания, технические зачеты, творческие
формы.
Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности
обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором
полугодии – по каждому учебному предмету. По решению образовательного
учреждения оценка результатов учебной деятельности обучающихся может
осуществляться и по окончании четверти.
Содержание

промежуточной

разрабатываются
критерии

оценок

школой

аттестации

самостоятельно.

промежуточной

и

условия
Школой

аттестации

и

ее

проведения

разрабатываются

текущего

контроля

успеваемости обучающихся. Для аттестации обучающихся создаются фонды
оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы,
тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания,
умения и навыки. Они должны соответствовать целям и задачам программы
«Гитара» и её учебному плану, т.к. призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений, навыков.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной
аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в
свидетельство об окончании школы. Экзамены проводятся за пределами
аудиторных учебных занятий.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по
предметам:
1) Гитара;
2) Сольфеджио;
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо»,

«удовлетворительно»,

«неудовлетворительно».

Временной

интервал между выпускными экзаменами должен быть не менее трех
календарных дней.
Оценка

«отлично»

ставится

при

прекрасном

демонстрировании

приобретенных знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по
всем учебным предметам.
Оценка «хорошо» выставляется при хорошем, достаточном уровне
демонстрирования приобретенных знаний, умений и навыков во всех
предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при слабом, но достаточно
удовлетворительном демонстрировании приобретенных знаний, умений и
навыков во всех предметных областях, по всем учебным предметам.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если учащийся отказывается
отвечать на вопросы, или дает неудовлетворительный ответ, показывающий
незнание материала, демонстрирует очень слабый уровень приобретенных
знаний, умений и навыков во всех предметных областях, по всем учебным
предметам.

При

прохождении

продемонстрировать

итоговой

знания,

аттестации

умения

и

навыки

выпускник
в

должен

соответствии

с

программными требованиями, в том числе:
 знать

творческие

биографии

зарубежных

и

отечественных

композиторов, музыкальные произведения, основные исторические периоды
развития музыкального искусства во взаимосвязи с другими видами
искусств;
 знать профессиональную терминологию, фортепианный репертуар, в
том числе ансамблевый, репертуар концертмейстерского класса;
 демонстрировать
инструментом

для

достаточный

воссоздания

технический

художественного

уровень

владения

образа

и

стиля

исполняемых произведений разных форм и жанров зарубежных и
отечественных композиторов;
 уметь определять на слух, записывать, воспроизводить голосом
аккордовые, интервальные и мелодические построения;
 обладать широким кругозором в области музыкального искусства и
культуры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».