Принято
Педагогическим советом МКУДО
«ДМШ с. Соболево»
Протокол №4
От 19 апреля 2024 г.
Утверждаю
Директор МКУДО «ДМШ с.
Соболево»
______________И.С. Крылов
19 апреля 2024 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об осуществлении дистанционного обучения в Муниципальном
казённом учреждении дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»
1. Общие положения
Настоящее Положение об осуществлении дистанционного обучения в
Муниципальном казѐнном учреждении дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево» (далее – Положение) разработано
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2020, № 9, ст. 1137), Порядком
применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23
августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской
Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226), постановления
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 июня 2003
г. № 118 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации
работы", а также Методических рекомендаций по реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, образовательных программ среднего
профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий, направленных письмом Министерства
просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04.
Положение разработано в целях обеспечения реализации
дополнительных предпрофессиональных и дополнительных
общеразвивающих программ в области искусств, с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Положение направлено на организационно-методическое, материальнотехническое, организационно-педагогическое обеспечение дистанционного
обучения в Муниципальном казѐнном учреждении дополнительного
образования «Детская музыкальная школа с. Соболево» (далее – ДМШ с.
Соболево). Для целей реализации настоящего Положения применяются
следующие основные понятия:
электронное обучение - организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также
информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по
линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников;
дистанционные образовательные технологии - образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением
информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционным обучением понимается реализация дополнительных
предпрофессиональных и дополнительных общеразвивающих программ в
области искусств, в детских школах искусств (далее – образовательные
программы) с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий.
Применение дистанционного обучения позволяет ДМШ с. Соболево
расширить свои возможности в осуществлении образовательной
деятельности в различных условиях, в том числе при изменении режимов
работы ДШИ (по климатическим, санитарно-эпидемиологическим и другим
причинам), в обеспечении эффективной самостоятельной работы учащихся в
период каникулярного времени, в создании условий для разработки
индивидуальных траекторий обучения детей. В периоды особых режимных
условий ДМШ с. Соболево обеспечивает переход учащихся на
дистанционное обучение. Видами использования дистанционного обучения
являются:
- реализация образовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий;
- реализация образовательных программ или их частей с
использованием электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий как вспомогательных средств обучения.
В ДМШ с. Соболево реализация образовательных программ
осуществляется путем смешанных форм обучения. При реализации
образовательных программ или их частей с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ДМШ
с. Соболево:
- создает условия для функционирования электронной
информационнообразовательной среды (платформы), обеспечивающей
освоение обучающимися образовательных программ или их частей в полном
объеме независимо от места нахождения обучающихся;
- обеспечивает идентификацию личности обучающегося, выбор
способа, которой осуществляется ДМШ с. Соболево самостоятельно, и
контроль соблюдения установленных условий, в рамках которых
осуществляется оценка результатов обучения.
2. Организационно-методическое обеспечение дистанционного
обучения
Переход на дистанционное обучение, объявляемое для всех
обучающихся, устанавливается приказом директора ДМШ с. Соболево.
ДМШ с. Соболево, обеспечивая дистанционное обучение:
- формирует расписание занятий на каждый учебный день в
соответствии с учебным планом по каждому учебному предмету,
предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени
проведения урока до 30 минут;
- информирует обучающихся и их родителей о реализации
образовательных программ или их частей с применением дистанционного
обучения, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком
проведения текущего и промежуточного контроля по учебным предметам,
проведения консультаций;
- организует ведение учета результатов образовательного процесса в
электронной форме. ДМШ с. Соболево размещает на своем официальном
сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расписание
онлайн-занятий, требующих присутствия учащихся в строго определенное
время. Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на
организацию учебного процесса в форме дистанционного обучения
подтверждается документально (наличие письменного заявления родителя
(законного представителя). При реализации образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий ДМШ с. Соболево обеспечивает внесение соответствующих
корректировок в рабочие программы учебных предметов и (или) учебные
планы в части изменения календарных, календарно-тематических планов,
графика промежуточной аттестации, форм обучения (лекция, онлайн
консультация, онлайн конференция, вебинар и другие), использования
технических средств обучения. В случае возможности дистанционного
обучения в форме онлайн конференций, вебинаров сохраняются
мелкогрупповые (групповые) формы проведения занятий по
соответствующим учебным предметам. Дистанционное обучение
обеспечивается разработанным учебным, учебно-методическим материалом,
позволяющим осуществить педагогический процесс в дистанционном
формате в соответствии с реализуемыми образовательным программами.
3. Материально-техническое обеспечение дистанционного
обучения
При реализации образовательных программ с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ДМШ
с. Соболево обеспечивает доступ обучающихся к электронной
информационной образовательной среде, представляющей собой
совокупность информационных технологий, телекоммуникационных
технологий, соответствующих технологических средств, необходимых и
достаточных для организации опосредованного (на расстоянии)
взаимодействия обучающихся с преподавателями, а также между собой.
Организация дистанционного обучения может осуществляться на базе
электронных ресурсов – платформы Скайп и других.1 Для осуществления
бесперебойного процесса разрабатывается инструкция по пошаговым
действиям участников дистанционного обучения. Организация
дистанционного обучения обеспечивается соответствующим техническим
оборудованием. В случае необеспеченности отдельных обучающихся
достаточным оборудованием решение об обеспечении дистанционного
обучения для таких обучающихся решается в индивидуальном порядке. В
случае временного перевода всех обучающихся на обучение с применением
электронных учебных изданий по учебным предметам ДМШ с. Соболево
обеспечивает возможность доступа к ресурсам электронно-библиотечной
системы (электронной библиотеке) каждому обучающемуся.
4. Организационно-педагогическое обеспечение дистанционного
обучения
При переходе на дистанционное обучение с педагогическими
работниками заключаются дополнительные соглашения к трудовым
договорам, в которых устанавливаются: новые условия труда, права и
обязанности, ответственность, определенные для работодателя и работника в
условиях применения дистанционного обучения. При переходе на
дистанционное обучение ДМШ с. Соболево:
- актуализирует имеющиеся в электронном виде учебные и
методические материалы по использованию электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий для обучающихся,
педагогических и административных работников, ответственных за
организацию учебной деятельности, а также инструкции по размещению
учебных материалов;
- обеспечивает создание тестовых заданий, публикацию объявлений,
сбор и обработку письменных работ обучающихся, а также организацию
1
Выбор и использование бесплатной доступной платформы осуществляется ДМШ с. Соболево
самостоятельно.
текущей и промежуточной аттестации и фиксацию хода образовательного
процесса.
ДМШ с. Соболево разрабатывает и утверждает:
- формы расписаний учебных занятий, проводимых в рамках
дистанционного обучения, формы отчетов педагогических работников о
проведенных занятиях, формы учета посещаемости и успеваемости
учащихся.
Педагогические работники:
- планируют свою деятельность с учетом системы дистанционного
обучения, создают простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и
задания;
- выражают свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых
или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.
Виды уроков (занятий), применяемые при организации дистанционного
обучения:
1. Видеоурок – урок в записи.
2. Урок-конференция – урок в реальном времени с возможностью
видео коммуникаций преподавателя и группы учащихся.
3. Урок-вебинар – урок в реальном времени для группы учащихся;
ведущим вебинара является преподаватель, коммуникации с учащимися
могут осуществляться на различном уровне, в зависимости от заложенного в
«вебинарной комнате» функционала: от коммуникации через чат – до
возможностей конференции.
4. Организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся –
учебный процесс, связанный с обменом информацией между преподавателем
и учащимся на основе учебных материалов, направленных преподавателем
учащемуся по установленным каналам связи.
5. Индивидуальное занятие – урок с учащимся в реальном времени.
Индивидуальный урок в условиях дистанционного обучения – это видео
общение преподавателя и учащегося.
6. Консультации (собеседования). Проводятся в различных доступных
форматах в установленный для учащихся промежуток времени и по
установленному ДМШ с. Соболево.
7. Контроль и оценка. Применяется как форма текущего
(промежуточного) контроля. При разработке поурочного планирования,
самостоятельной работы обучающихся необходимо учитывать
продолжительность непрерывной работы с изображениями на
индивидуальном мониторе компьютера, установленную постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»: 1-2 классы - 15 минут, 3-4 классы - 15
минут, 5-7 классы - 20 минут, 8-11 классы - 25 минут.
К другим способам использования дистанционных образовательных
технологий в ДМШ с. Соболево относятся следующие:
- дистанционная поддержка учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- дистанционные консультации;
- организация самостоятельной работы учащихся в каникулярный
период, период карантина;
- организация реализации отдельных учебных предметов за пределами
осваиваемой образовательной программы с использованием дистанционного
обучения;
- организация занятий с использованием дистанционных
образовательных технологий для пропускающих школьные уроки детей по
причинам болезни;
- реализация индивидуальных учебных планов с использованием
дистанционного обучения. При дистанционном обучении эффективность
разработанных учебных материалов является решающим фактором
успешности реализации образовательной программы в дистанционной
форме. Под разработкой учебных материалов понимается: использование и
корректировка собственных разработок, оцифровка учебных пособий,
разработка тестов, викторин, презентаций, контрольных работ, подбор и
обработка материалов, размещенных на различных ресурсах, в
информационных базах, а также материалов, открытых для свободного
доступа на сайтах издательств, библиотек, других учреждений культуры.
Учебные материалы:
- разрабатываются с учетом поурочной подачи;
- разрабатываются с учетом применения интерактивных технологий;
- обладают качествами, которые стимулируют самостоятельную
деятельность учащихся;
- позволяют осуществить оперативный контроль и оценивание
выполнения заданий;
- включают наглядные материалы, иллюстрации, схемы, таблицы;
- разрабатываются с учетом доступных программ и платформ, способов
передачи учебного материала от преподавателя и результатов
самостоятельной работы – от учащегося.
Приоритетной формой учебного материала в учебном методическом
комплексе является форма учебника, в структуре которого
предусматривается наличие теоретических сведений, практических заданий,
вопросов, направленных на освоение теоретических знаний. Наличие
данного комплекса позволяет в ситуации установленного периода
дистанционного обучения моделировать традиционный учебный процесс,
максимально адаптируя его к новым условиям. Комплекс, созданный
преподавателем самостоятельно, составленный на основе собственных
разработок, различных элементов учебных пособий, хрестоматий,
мультимедийных программ, аудио и видео материалов может успешно
заменить учебник.
В целях разработки учебно-методических комплексов в ДМШ с.
Соболево могут создаваться временные творческие коллективы.
Коллективная работа позволит осуществить процесс перехода на
дистанционное обучение в наиболее короткие сроки. Разработанные
комплексы будут успешно применяться в дальнейшем, пополнят библиотеку
школы, могут стать актуальным и полезным материалом для молодых
преподавателей.
5. Организация рабочего времени.
Трудовые действия преподавателя и концертмейстера в период
организации дистанционного обучения В соответствии с законодательством
Российской Федерации рабочее время преподавателя включает: проведение
учебных занятий (нормируемая часть рабочего времени), другую
педагогическую работу (ненормируемая часть рабочего времени).2
В период проведения дистанционного обучения установленная
преподавателю учебная нагрузка распределяется следующим образом:
проводимые индивидуальные занятия, уроки-конференции, урокивебинары,
организация и сопровождение самостоятельной работы учащихся,
консультации (собеседования) с учащимися, контроль и оценивание.
В «другую педагогическую работу» при организации дистанционного
обучения включается:
- проведение работ по корректировке календарных,
календарнотематических планов, по внесению изменений в рабочую
программу учебного предмета;
- разработка уроков (поурочное планирование, создание подробного
поурочного плана);
- разработка и оформление учебного материала для самостоятельной
работы учащихся, в том числе создание видеоуроков, фонограмм, анализ и
подбор электронных ресурсов;
- оперативное информирование учащихся и родителей об особенностях
организации учебного процесса;
- рассылка необходимых учебных материалов;
- организация самостоятельной работы учащихся;
- контроль и оценка самостоятельной работы учащихся, проведение
консультаций для родителей, методическое сопровождение полезного досуга
учащихся.
В должностные обязанности (трудовые действия) концертмейстера
может быть включено: запись фонограмм исполнительского репертуара и
обеспечение учащихся данным музыкальным материалом, прослушивание (в
том числе, совместно с преподавателем) подготовленного учащимися
музыкального материала, прием и оценивание партий.
6. Учет часов учебной работы педагогических работников, учет
успеваемости и посещаемости учащихся
2
Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 "Об утверждении Особенностей режима рабочего
времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность"
Учет часов учебной работы педагогических работников
осуществляется на основании ежедневных отчетов преподавателей и
концертмейстеров по установленной ДМШ с. Соболево форме.
Расписание занятий в ДМШ с. Соболево устанавливается на основании
приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 "Об утверждении
Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и
иных работников организаций, осуществляющих образовательную
деятельность», исходя из продолжительности занятий – не более 30 минут.3
Учет посещаемости и успеваемости учащихся осуществляется на
основе форм учебной документации, применяемой в ДМШ с. Соболево. При
необходимости возможны дополнительные инструкции к ведению журнала
учета успеваемости и посещаемости обучающихся, разработка вкладышей к
журналу.
3
Пункт 3.2. Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального
образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, направленных письмом Минпросвещения России от
19.03.2020 № ГД-39/04.
Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»
ПРИКАЗ
от 19.04.2024 г.
№ 15
с. Соболево
Об утверждении Положения об осуществлении дистанционного
обучения в Муниципальном казённом учреждении дополнительного
образования «Детская музыкальная школа с. Соболево»
На основании решения Педагогического совета МКУДО «ДМШ с.
Соболево» №4 от 19.04.2024 г.,
Приказываю:
утвердить Положение об осуществлении дистанционного обучения в
Муниципальном казѐнном учреждении дополнительного образования
«Детская музыкальная школа с. Соболево»
Директор
МКУДО «ДМШ с. Соболево»
И.С. Крылов